Ольга Жарикова
Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательный предмет в общеобразовательной школе.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» П. П. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.
Публикация «Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии» размещена в разделах
В 2017-2018 учебном году по основным разделам программы (ребёнок и другие люди; ребёнок и природа; ребёнок дома; здоровье ребёнка; эмоциональное благополучие ребёнка и ребёнок на улицах города) были проведены следующие занятия:
На занятии «Улица полна неожиданностей» дети знакомились с правилами поведения во дворе и на улице. Мы учили детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Для большей наглядности занятие проводили, используя «настольную дорогу». Создавалась проблемная ситуация (например, пешеход переходил дорогу на красный свет или в неположенном для перехода месте; дети катаются на санках с горки, которая находится рядом с проезжей частью). Эту ситуацию пытались разрешить совместно с детьми. Успешному усвоению правил поведения на улице способствовала д/ игра «Лото осторожностей». На картах лото изображены жизненные ситуации, «осторожности», попадая в которые ребёнок оказывается в опасности. На маленьких карточках изображено то, как нужно поступить в каждой ситуации, чтобы избежать неприятных последствий. Чтобы получить маленькую карточку, ребёнок должен описать возможные последствия «осторожности», изображённой на большой карте. Таким образом, лучше происходит запоминание правил поведения на улице.
На занятии «Береги себя» мы расширяли представления детей о том, какое поведение опасно, когда ребёнок остаётся дома один, как суметь избежать опасности, соблюдать меры предосторожности, учили детей пользоваться телефонами скорой помощи, милиции, пожарной службы. Специально обыгрывались типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми. Роль взрослого, который уговаривал ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку или дать конфету, мороженое, обычно брал на себя воспитатель. Детям на занятиях объяснялось, что в случае если они потерялись на улице, им следует обратиться к какому-нибудь взрослому, сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. В работе была использована книга Лидии Сибиряковой «Опасные приключения Ванечки и Манечки». В ней в форме мини-рассказов говорится о сложных, а иногда и опасных ситуациях, в которых могут оказываться дети но беспечности, неосмотрительности, а иногда просто по незнанию элементарных правил безопасности.
Два занятия было посвящено теме: «Если хочешь быть здоров!». Мы объяснили детям, что здоровье - одна из самых главных ценностей жизни. Болезнь является причиной плохого настроения, неуспеваемости в школе, поэтому каждый должен заботиться о своём здоровье. На этих занятиях дети получили представления об устройстве и функционировании человеческого организма; поняли, что необходимо бережно относиться к себе: не ковырять в ушах острыми предметами, чтобы не повредить ухо; не есть слишком горячего и холодного, сладкого не грызть орехи, регулярно чистить зубы - чтобы зубы не болели; не трогать чужих кошек и собак, не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою; после посещения туалета и прогулки обязательно мыть руки с мылом. Детям на замятиях рассказывали о значении профилактики заболеваний, о том, что необходимо закаливать свой организм, употреблять пищу, богатую витаминами, соблюдать режим дня, чтобы не заболеть.
По разделу ребё нок и природа детей знакомили с проблемами загрязнения окружающей среды: уничтожаются леса, истребляются многие звери, птицы; строятся заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву. Детям объясняли, что ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу здоровью человека (нельзя пить некипячёную воду, необходимо тщательно мыть фрукты и овощи перед тем, как их съесть). С детьми была проведена беседа о съедобных и ядовитых грибах. Дети поняли, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Для закрепления материала использовали настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное-несъедобное».
Теперь несколько слов о разделе «Эмоциональное благополучие ребёнка». Мы считаем, что основным условием эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы для детей. Мы стараемся, чтобы отношения детей основывались на взаимном доверии и уважении друг к другу. Любые конфликтные ситуации используются нами для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
Эффективность данной программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых, поэтому значительное внимание уделяется работе с родителями :
сделаны ширмы для родителей по экологическому воспитанию дошкольников и о том, как правильно одеть ребёнка в помещении и па прогулке в зависимости от температуры воздуха;
подготовлен материал в папку «Для вас, родители!» : «Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста по обучению их правилам дорожного движения»; «Туристы, берегите природу!»; «О пользе закаливания»; «Не причините себе вреда»; «Осторожно, ядовитые растения!»; «Берегите лекарственные растения»; «Внимание: ядовитые грибы».
Проводятся беседы с родителями по различным разделам программы, в которых мы выясняем, применяют ли дети на практике те знания, которые получают на занятиях в детском саду.
Работа по данной программе осуществляется в тесном контакте с экологическим, умственным, физическим воспитанием, с работой по развитию речи и познанием социальной действительности.