Галина Солонская
Городская воспитательная программа «Мы — куряне!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Воспитание и обучение подрастающего поколения - важнейший фактор развития нашего общества. Огромное значение здесь имеет передача от поколения к поколению многостороннего опыта людей, отражающего его деятельность - основу общественной жизни, познавательного опыта, выраженного в общей культуре, науке, языке, проникающего через сознание и поведение в соответствии с нормами морали.
Публикация «Городская воспитательная программа „Мы — куряне!“» размещена в разделах
Важнейшими элементами всестороннего развития личности являются патриотическое, нравственное, и краеведческое воспитание. И очень важным направлением в решении этих сложных вопросов является изучение края, в котором живет ребенок, растет и приобщается к изучению и сохранению культурного наследия.
В настоящее время дополнительное образование позволяет решить эти вопросы в помощь школьному и семейному воспитанию.
Воспитательная программа «Мы - куряне» имеет широкие возможности для изучения истории, традиций родного края. Программа развивает стремление к активному участию в сохранении культурного наследия, прививает интерес школьника к изучению родного края, воспитывает любовь к своей малой родине и желание узнать его лучше.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что краеведение является основополагающим в формировании гражданственности как интерактивного качества личности. Знание истории Курской земли, её культуры, героического прошлого помогает детям воспитывать внутреннюю свободу, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств.
Данная программа является актуальной именно сейчас, так как идет формирование нового поколения российских граждан и проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики, а соответственно, и новые подходы к патриотическому воспитанию личности как к части процесса ее жизненного самоопределения и становления.
Отличительная особенность программы заключается в том, что краеведческий материал выступает средством героико-патриотического воспитания, как части патриотического воспитания, ориентированного на изучение знаменательных дат курской истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.
Программа предназначена для школьников 5-6-х классов, интересующихся историей родного края.
Цель: включение ребенка в активное познание своей малой Родины средствами экскурсионного туризма через изучение культурно-исторического и героико-патриотического потенциала города Курска.
Задачи:
приобщение учащихся к историческому и культурному наследию;
организация экскурсионной деятельности с учащимися;
воспитание любви к своему Отечеству;
воспитание подростка, как человека культуры, ориентированного на общечеловеческие ценности;
воспитание наблюдательности, самостоятельности, творческой инициативы учащихся.
Программа включает три тематических раздела:
1. «Это все, что в наследство мне отдано» (Краеведение).
2. «Святыни Курского края» (Православие).
3. «Мы этой памяти верны» (Военно-патриотическое направление).
Программа реализуется в течение года в четыре этапа.
1 Этап «Подготовительный» - сентябрь
2Этап «Это все, что в наследство мне отдано» - сентябрь –декабрь
3 Этап «Святыни Курского края» - декабрь– март.
4 Этап «Мы этой памяти верны» - март – май
Подготовительный этап подразумевает:
- вводные семинары для классных руководителей 5-6-х классов с целью введения их в программу «Мы – куряне», оказания методической помощи в организации работы по программе;
- творческий старт для участников программы по «кустам» (объединяются 2-3 школы, и для них проводится старт).
В начале каждого этапа учащиеся получают задание посетить экскурсию по заданной теме, и в конце этапа представить отчет по предлагаемой форме.
Экскурсии по каждому разделу предполагаются:
По содержанию: тематические.
По тематике: исторические, историко-культурные, мемориальные, архитектурно-градостроительные.
По месту проведения: городские, музейные.
По способу передвижения: пешеходные, комбинированные.
Темы экскурсионных маршрутов:
1 раздел – «Это все, что в наследство мне отдано» :
«Курск – Город воинской славы» (В ходе экскурсии вы познакомитесь с историей курской крепости, со славными страницами подвигов курян);
«Курск – древний и вечно молодой» (Курск – один из древнейших городов Южной Руси. Богатая история соловьиного края вобрала в себя уникальные культурные традиции, судьбы ярких представителей науки, культуры, искусства, оставивших заметный след в истории России);
«Женские судьбы в истории города : знаменитые курянки» (С историей Курска тесно переплетены судьбы знаменитых женщин России – известных представителей культуры и искусства, благотворительниц, лиц духовного звания);
«Знаменитые куряне в городской скульптуре Курска»
«Ратные и трудовые подвиги курских железнодорожников»
Экскурсия на ретро-трамвае «От кольца до кольца» (Вам предоставляется уникальная возможность совершить небольшое путешествие по городу в ретро-вагоне. Курский электротрамвай является одним из старейших в России, свою историю он ведет с 1898 года. Во время путешествия вы познакомитесь с историей Ямской слободы, узнаете интересные факты о посещении Курска Августейшими особами, увидите современные и исторические здания города по пути следования вагона);
«Архитектурные жемчужины Курска» (Курск не сразу строился… А строился долгое время, теряя и приобретая свои жемчужины. Мы с вами можем окунуться в увлекательный мир эпох и архитектурных стилей, познакомиться с людьми, проживавшими в городе в разные эпохи);
«Лики старых улиц» (пешеходные экскурсии по улицам Семеновской, М. Горького, Гайдара, Ленина, Дзержинского и др.) – это знакомство с наследием нашего города конца XIX – начала XX веков. Эти места Курска – музей под открытом небом, где еще можно увидеть старые дома купцов и мещан, построенные на улицах, проложенных по Генеральному плану застройки города 1782 года).
Формы подведения итогов реализации 1 этапа:
- выполнение творческого задания;
- фотоотчет, мультимедийная презентация о посещенной экскурсии на сайте образовательного учреждения;
2 раздел - «Святыни Курского края» :
«Крестный ход в Курской губернии» (экскурсия от Знаменского собора по пути знаменитого крестного хода с иконой Божией матери Знамение Курская Коренная до Введенского храма Ямской слободы);
«Православные святыни Курска» (Курск своими истоками уходит в глубокую древность. Впервые город упоминается в Житии преподобного Феодосия Печерского – основоположника русского монашества, первого игумена Киево-Печерской Лавры, широко известного и горячо любимого Святого земли русской. С городом связаны имена преподобных Серафима Саровского и Исакия Оптинского, святителя Иоасафа Белгородского, священномучеников Дамиана и Онуфрия, архиепископов Курских и других великих подвижников православия);
Экскурсии по Пасхальной седмице «Пасхальный звон».
Формы подведения итогов реализации 2 этапа:
- фотоотчет, мультимедийная презентация о посещенной экскурсии на сайте образовательного учреждения;
3 раздел - «Мы этой памяти верны» :
«Всегда на страже» (В ходе экскурсии вы узнаете о значении курской крепости и подвигах курян-воинов в разные периоды становления русской государственности и тяжелые военные годины);
«Курск - Город воинской славы» (экскурсия на Мемориальный комплекс «Курская дуга», возведенному в память о великой победе советских воинов на Курской дуге);
Экскурсия «Памятники Железнодорожного округа»;
Экскурсия по мемориальному комплексу «Локомотивное депо».
Формы подведения итогов реализации 3 этапа:
- составление паспортов экскурсионных объектов;
- фотоотчет, мультимедийная презентация о посещенной экскурсии на сайте образовательного учреждения.
Формы подведения итогов реализации программы :
- создание электронной информационной базы данных с информацией по лучшим маршрутам на территории города;
- создание карты экскурсионного Курска в каждом учебном заведении.