Евгения Прокудина
Образовательно-игровой тренинг «Ребенок имеет право на жизнь без насилия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».
2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.
Публикация «Образовательно-игровой тренинг „Ребенок имеет право на жизнь без насилия“» размещена в разделах
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
3. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей по профилактике насилия и жестокого обращения.
Формы работы:
-Комплекс упражнений разработан для воспитателей.
Продолжительность встречи 45-60 минут.
-Тренинг проводятся во второй половине дня.
Тренинг предполагает работу со всей группой.
Ожидаемые результаты:
-педагоги ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.
-педагоги подготовлены к реагированию в ситуации травли и насилия.
-повышение культуры толерантности в диаде «воспитатель-воспитанник».
«Надо так воспитывать ребенка, чтобы
один суровый взгляд обычно ласковой матери
уже становился для него наказанием.
И будет прекрасно, если вам не потребуется
других мер воздействия»
.
В. Белинский
1. Упражнение «Психологическая зарядка».
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
2. Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми».
3. Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».
Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем
4. УТВЕРЖДЕНИЯ – мифы и факты:
1. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу.
2. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение.
3. Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические.
4. Люди, подвергающие других насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и со своими жизненными проблемами.
5. Мужчины и мальчики, которые не бьют, трусы.
6. Если ребенок сам подвергался наказанию, насилию, то и сам будет делать то же самое.
Время на обсуждение в группах: 3 минуты.
5. Упражнение «Запрещаем - разрешаем».
Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтый – зону «Относительная свобода» – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красный – зону «Запрещено» – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
6. УПРАЖНЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ»
Ситуация 1
Во время обеда, ребенок возит по столу чашку, полную горячего сладкого чая. Воспитатель делает ему замечание: “Осторожно! Разольешь! Обожжешься!” Ребенок делает вид, что не заметил этих слов.
Воспитатель повторно делает замечание: “Не балуйся!” Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он, наконец, не обольет себя и рядом сидящего ребенка.
Как в данном случае поступить воспитателю?
Ситуация 2
Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать, встает с постели, начинает прыгать на кровати. Воспитатель делает замечание. Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает и мешает им спать.
Как в данном случае поступить воспитателю?
Ситуация 3
Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок, который перед занятием получил замечание от воспитателя, желая отомстить, резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате. Как в данном случае поступить воспитателю?
Ситуация 4.
"Ученик пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения (на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду. Учитель делает ему замечание, предлагает выйти из класса. Ученик стучит крышкой парты: потом вскакивает с места, бежит к последней парте, забивается в угол:
- Не пойду! Не пойду! Через окно выброшусь. Не смейте меня трогать. ".
Ситуация 5.
Во время прогулки один из детей, не дослушав рассказ воспитателя о приметах времен года, демонстративно сел на лавочку, не обращая внимания на просьбы педагога вернуться к группе. Оставшиеся дети, посмеиваясь, наблюдают за развитием событий и реакцией воспитателя.
Ситуация 6.
Во время самоподготовки ученик категорически отказывается выполнять домашнее задание. На уговоры на реагирует. На требование «взять себя в руки и приступить к работе», начинает кричать, топать ногами.
Как в данном случае поступить?
Время для обсуждения: 5 минут.
7. Рефлексия. Упражнение «Волшебная бабочка».
( Цель: дать возможность участникам высказать свои теплые и добрые пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их).
Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на цветке и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.