Получи документы

Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии

Алина Задириенко
Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная технология как педагогический феномен.

Критерии и структура образовательной технологии.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов : В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, С. Я. Савельева, В. В. Серикова, Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению понятий «технология», «образование», «педагогика», «образовательные технологии»,«педагогическая технология».

Публикация «Образовательная технология как педагогический феномен, Критерии и структура образовательной технологии» размещена в разделах

Технология- происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [толковый словарь].

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [В. М. Шепель].

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы [М. Чошанов].

Следовательно, технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование. [Современный толковый словарь]

Образовательные технологии - продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя [В. Н. Монахов];

Образовательные технологии - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [ЮНЕСКО].

Понятие технологии обучения и воспитания (педагогическая технология) – это направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием воспитательных процессов.

В «Психолого-педагогическом словаре» понятие «технология обучения» трактуется как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

В «Педагогическом словаре» отмечено, что педагогическая технология представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определённая система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе технологии обучения и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов».

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Б. Т. Лихачев].

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса [В. П. Беспалько].

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [И. П. Волков].

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [ЮНЕСКО].

Педагогическая практика – процесс творческий. А. А. Леонтьев утверждал, что нельзя выучить технологии и стать педагогом. Любые технологии сами по себе ещё не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих воспитанников.

Характерной особенностью современного дошкольного образования является реализация личностно-ориентированного подхода, который предполагает: поддержку индивидуальности ребенка; предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе; успешность деятельности; обеспечение зоны «ближайшего развития»; предоставление права выбора деятельности, партнера и др. ; создание возможностей для развития творческих способностей; демократический стиль взаимоотношений.

Реализация любой образовательной технологии осуществляется на основе следующих принципов:

-гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;

-целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

-учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

-учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

-комфортности на основе субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

-педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

-профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Таким образом, образовательная технология является интегральным феноменом, вбирающим в себя комплекс действий, затрагивающим изменения в содержании образования, в организационных формах, методах, средствах педагогического процесса, в управлении и руководстве организацией учебно-познавательной деятельности субъектов образ

Критерии образовательной технологии

• Концептуальность

• Системность

• Управляемость

• Эффективность

• Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость– возможность диагностического целеположения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Публикации по теме:

Презентация «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» Совершенствование профессионального уровня Умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную.

Современные технологии обучения дошкольников. Педагогическая технология «Квест» В последние несколько лет все более популярными среди молодежи становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-занятия.

Инновационный педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Информация об опыте. Под математическим развитием дошкольников понимают позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят.

Квест-игра — новая образовательная технологияКвест-игра — новая образовательная технология «Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир». Ф. ШИЛЛЕР. Особенно.

Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками» Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками СП ДО «Сказка» МКОУ «СОШ г. Нариманов»» I ЭТАП Подготовительный (Определение.

Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ»Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Автор: воспитатель Одинцова Е. В. Общие.

Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ «Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ» В настоящее время метод проектов считается одним из наиболее перспективным.

Современная образовательная технология «Лэпбук»Современная образовательная технология «Лэпбук» Лепбук на тему "В гостях у сказки". Что такое Лэпбук? Это самодельная тематическая папка раскладушка, в которой содержится дидактический.

Сопровождение как образовательная технология План сопровождения как образовательная технология разработана Казаковой Е. И [1]. Источниками создания данного плана послужили исследования.

Структура образовательной программы Разделы Содержание Целевой 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 09:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии» (включая файлы) размещена пользователем Алина Задириенко (УИ 2073121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД