Наталья Бурова
Современные технологии обучения дошкольников. Педагогическая технология «Квест»
▼ Скачать +Заказ
В последние несколько лет все более популярными среди молодежи становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-занятия актуальны и в детском саду в контексте требований ФГОС ДО, потому что способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей в игровой форме.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?
Публикация «Современные технологии обучения дошкольников, Педагогическая технология „Квест“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия. (слайд 2)
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно выполняя задания. Общая цель и является главным мотиватором, а каждое задание - это ключ к следующей точке и следующей задаче. (слайд 3)
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
-образовательная – формирование новых знаний, закрепление имеющихся;
-развивающая - развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей;
- воспитательная - воспитание коммуникативности (слайд 4)
Задания могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Но задания формируются в зоне ближайшего развития большего числа детей в группе, то есть вызывают у детей определенные затруднения, требуют обсуждения, мозгового штурма.
Задания для детского квеста :
• загадки;
• ребусы;
• игра «Что лишнее?» (лишний предмет и станет подсказкой);
• пазлы (сложенная картинка подскажет, куда двигаться дальше);
• творческие задания;
• игры с песком; с водой;
• опыты, эксперименты;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты. (слайд 5)
Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе или в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
У детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Двигательная
• Изобразительная
• Музыкальная
• Восприятие художественной литературы и фольклора (слайд 6)
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Безопасность – все игры и задания должны быть безопасными.
2. Доступность – задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
3. Связность, последовательность и логичность заданий, их подчиненность общему сюжету.
4. Постоянная смена видов деятельности.
5. Эмоциональная окрашенность игры с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; в квесте будут присутствовать костюмированные герои.
6. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес. (слайд 7)
Квесты можно классифицировать:
1. По числу участников – одиночные и групповые
2. По продолжительности – кратковременные (рассчитаны на одно – три занятия) и долговременные (более продолжительные)
3. По структуре сюжетов – линейные, штурмовые, круговые
Линейный квест – содержание построено по цепочке: разгадаешь одно задание, получишь следующее, пока не дойдешь до конца.
Штурмовой квест – каждый игрок решает свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать все воедино
Круговой – осуществляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания команда возвращается в пункт начала квеста.
4. По содержанию сюжетов
Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений)
Расследование происшествий («Что случилось в Цветочном городе?», «У снеговика пропали снежки»)
Помощь героям («Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды»)
Путешествие («В гости к Лесовичку», «В царстве Нептуна»)
Приключения по мотивам художественных произведений («В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского»)
(слайд 8)
Методика проведения квест-игры для дошкольников :
• Определить тему
• Определить цель и задачи, подобрать задания в соответствии с ними и методику их проведения
• Определить место проведения
• Составить карту маршрута
«Маршрутный лист» (написать станции, стрелочками указать последовательность; можно загадки, ответом будет то место, куда нужно идти)
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием или изображением того места, куда следует отправиться)
«Волшебный экран» (появляются последовательно фотографии тех мест, куда следует отправиться)
«Следы» (пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам)
• Подготовить музыкальное сопровождение
• Подготовить необходимый реквизит
• Написать сценарий, продумав его до мелочей
• Определить дату проведения
• Проанализировать проведенную игру с целью определения сильных и слабых сторон. (слайд 9)
В этой технологии кто-то узнал любимые «Казаки-разбойники», а кто-то увидел в линейном квесте русскую народную сказку, где Иванушка выполнил три задания и нашел Василису-прекрасную, кому-то это напомнило нашу игру Форт Баярд. Новое – хорошо забытое старое, но это не столь важно, важно грамотно применять эту технологию, решая свои образовательные, воспитательные, развивающие задачи.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимуществоданной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
ПРИМЕРЫ Квестов
Экологическая квест-игра «В поисках таинственных сокровищ», автор идеи Наталья Марасанова Команда детей вместе со сказочными персонажами Лисой Алисой и Бабой-ягой отправляется на поиски клада, затерянного на территории детского сада. Для начала нужно внимательно рассмотреть маршрутную карту и определить местонахождение первой станции. Лиса Алиса предлагает расшифровать тайный знак, который передаёт какую-то важную для всех жителей Земли информацию. Задача детей — определить, что обозначает тайный знак Решая задания кроссворда, дети отгадывают, какая дальняя звезда щедро дарит нашей планете свет и тепло, в имени какого героя любимого мультфильма содержится название спутника Земли. Решая задания кроссворда, дети узнают новую информацию Задушевная беседа с Бабой-ягой научит бережно относиться к птицам и животным, дети поймут, что настоящие друзья не приходят в гости с рогатками и пистолетами. Баба-яга научит дошкольников бережно относиться к птицам и животным Весёлые подвижные игры с мячом на свежем воздухе позволят отвлечься от интеллектуальных заданий и сложных вопросов, разовьют ловкость и быстроту реакции, но одновременно напомнят, как важно заботиться о личной экологии и вести здоровый образ жизни. Весёлые подвижные игры на свежем воздухе зарядят дошкольников энергией А вот и сундук с сокровищами, цель достигнута. Ура! Наградой детям за труды станет сундук с сокровищами Все участники игры получили долгожданные и заслуженные призы, а ещё прекрасное настроение и море позитивных впечатлений в придачу
Квест-игра в рамках программы здоровьесбережения «В поисках сокровищ», автор идеи Раиса Низгирёва По сюжетной легенде, преодолевать задания, проходить эстафеты детям помогает отважный и добрый моряк Джон. Эстафеты укрепляют командный дух Дети знакомятся с красочной картой, на которой изображён маршрут их передвижения по спортивному залу. Карта подскажет ребятам, куда двигаться дальше Команда маленьких моряков с удовольствием выполняет полезную дыхательную гимнастику «Хобот слона», а также двигательные упражнения для профилактики плоскостопия. Дыхательная гимнастика и двигательные упражнения для профилактики плоскостопия помогут ребятам взбодриться Моряк Джон приглашает всех на весёлую зарядку. Весёлая зарядка поднимет настроение дошкольников Игра «Собираем жемчуг» требует быстроты реакции и ловкости, с её помощью малыши развивают навыки взаимопонимания и согласованности партнёрских действий. Игра «Собираем жемчуг» требует быстроты реакции и умения координировать свои действия с партнёром С неописуемым восторгом дети восприняли игру «Запаси воду», во время которой им пришлось переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки. Дети переносят воду из одной ёмкости в другую с помощью губки Морское путешествие увенчалось успехом, дети добыли клад со дна океана. Сундук открыл свои тайны здорового образа жизни и правильного питания. Сундук открыл ребятам секреты здорового образа жизни
Квест-игра по речевому развитию «Новогодняя чехарда», автор идеи Ольга Лянгузова Предпраздничная суета в доме Деда Мороза привела к тому, что помощники не успели упаковать и разослать новогодние подарки, да ещё перепутали все адреса. Все девочки и мальчики планеты не могут дождаться своих подарков. Дед Мороз просит детей помочь ему, для чего выслал карту, с помощью которой ребята найдут подарки. С помощью карты Деда Мороза дети найдут подарки Расшифровав символическую информацию на картах-схемах, дети сообразят, куда надо идти. Цифры означают, что первый этап проходит в математическом уголке, рисунок в верхнем правом угле подсказывает, какой предмет нужно искать. Мячики, обручи, ноты, нарисованные на второй карточке, помогают догадаться, что идти нужно в музыкальный зал и искать там сундучок. Третья карточка приводит детей в речевой уголок, где они и получают из белого конверта задания, проверяющее их умение выделять гласные звуки в словах, придумывать слова на гласные звуки и т. д. Расшифровав символическую информацию на картах-схемах, дети сообразят, куда надо идти
Квест-игра по ОБЖ «Путешествие по улицам города» В рамках недели безопасности дорожного движения можно организовать и провести квест по дорожным правилам и знакам с элементами конструирования и моделирования. Такая игра с участием родителей подарит детям массу новых впечатлений, поможет освоить премудрости правильного поведения на дороге в непринуждённой форме, вызовет положительные эмоции. Квест по дорожным правилам и знакам может включать элементы конструирования
Патриотическая квест-игра «Тяжело в учении, легко в бою», автор идеи Ольга Смоленова На первом этапе малыши побывали на станции «Флот», где разгадывали загадки, складывали из бумажных полосок Андреевский флаг и получили бонус за успешное выполнение заданий. Дети складывали из бумажных полосок Андреевский флаг Переместившись на станцию «Аэродром», ребята играли в словесные игры с учителем-логопедом. На станции «Аэродром» ребята играли в игры с учителем-логопедом Командир танковой дивизии предложил детям разложить снаряды в коробочки по цвету. На пограничной заставе их ожидала полоса препятствий, где ребятам пригодились ловкость, гибкость, внимание и смекалка. На пограничной заставе детям пришлось преодолевать полосу препятствий Преодолев все задания, дети сложили картинку-пазл и получили вознаграждение.
Квест-выпускной «Знайки на Марсе» Космический корабль терпит крушение, чтобы вернуться на Землю придётся вспомнить всё, чему учили в детском саду, преодолеть все преграды, заросли и болота. На помощь детям придёт опытный и мудрый капитан Громозека.
Квест-игра по трудовой деятельности «Город мастеров» Во время путешествия по улицам сказочного города дети решают задачи из разных профессиональных областей, добывают ключи к сокровищам. В мастерской Самоделкина ребята отвечают на вопросы о строителях и инструментах В тридевятом царстве дети, работая в команде, создали сказочный замок В гостях у Василисы Премудрой тоже без дела не сидели — покрасили забор, в технике аппликации «выткали» затейливые ковры, украшенные причудливыми геометрическими узорами.
Квест по математике «Путешествие в сказочный лес», автор идеи Ирина Иванова В гости к малышам приходит грустный колобок и просит помочь ему вернуться к бабушке и дедушке. Ребята вместе с хитрой лисой следуют дорожками сказочного леса и выполняют задания: собирают морковку для зайчика; считают грибы для белочки; складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур; отбирают спелые (красные, жёлтые) яблоки для ёжика и весело танцуют с лисичкой, дружно считая вслух количество хлопков или приседаний. Малыши складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур Родители вместе с детьми нарисовали героев сказочного путешествия
Спортивная квест-игра «Баба-яга против» Главная цель игры — отыскать олимпийский огонь и олимпийские кольца, которые украла коварная Баба-яга. В поисках олимпийской символики дети отвечали на вопросы о правильном питании, отгадывали загадки о летних видах спорта и лекарственных растениях, рисовали плакаты об опасности для здоровья вредных привычек, участвовали в увлекательных спортивных играх и эстафетах. Спортивные квесты желательно проводить на свежем воздухе
Квест-игра по знакомству с народным творчеством «Матрёшка-путешественница», автор идеи Юлия Шаковец Воспитатель читает детям письмо матрёшки о том, что во время прогулки налетел сильный ветер и разбросал сестричек по белу свету. Матрёшка просит малышей помочь собрать всех сестёр вместе и передаёт карту, на которой отмечено место, где видели одну из сестёр. Воспитатель приглашает детей произнести волшебные слова и отправиться в «Страну народного костюма», в которой их ждё т первое задание: подобрать узор из геометрических фигурок и украсить макет матрёшки. Малыши подбирают узор и украшают макет матрёшки Последовательно малыши водят хоровод в «Стране танцев», отгадывают загадки в «Стране загадок», в «Стране народных игр» сбивают мячиком кегли с закреплёнными на них геометрическими фигурами разного цвета и произносят названия фигур. В финале всех игроков ждут сладости. В «Стране танцев» ребята водили хоровод
Квест-игра для родителей «Путешествие в страну детства» На игру приглашаются родители всех возрастных групп, вместе со своими детьми и в сопровождении наставников команд они отправляются по разным комнатам детского сада. Вместе с музыкальным руководителем родители отгадывают на слух, какой детский музыкальный инструмент звучит. Педагоги-логопеды знакомят родителей с интересными пособиями для развития речевых навыков детей. Воспитатели показывают, какие интересные опыты и эксперименты можно проводить с обычным бросовым материалом, как изготовить весёлых человечков из воздушных шариков. В холле команду родителей ожидает весёлая полоса препятствий. Наградой за успешное прохождение всех этапов, за упорство и смелость может стать сладкий стол и совместное чаепитие. Совместная работа детей и родителей укрепляет семейные взаимоотношения
Квест-игра «Там, на неведомых дорожках» (в помещении Центральной детской библиотеки, Камардина О. В. Старшая группа
К лестнице выходит богатырь. Стоит ларец, а в нём клубочек. Богатырь: Здравствуйте, ребята! Как вас много пришло в гости! А кто я, вы меня узнаёте? Из каких я произведений? (Ответы детей). Почему нас называл народ богатырями? (Ответы детей). Да, вот в нашем царстве книг случилась беда. Хоть я и богатырь, но без вашей помощи один я справиться не могу! Соловей-разбойник очень озорничал, свистел так, что перепутались все книги в библиотечном фонде. Выполнив задания, вы сможете познакомиться с библиотечным фондом и исправить ошибки в царстве книг.
Первое испытание. Богатырь: Самый внимательный откроет волшебный ларец. Посмотрите вокруг и найдите предметы, которые присутствовали в русских былинах. (Печка, меч, гусли, щит, лапы Змея Горыныча, конь на палке, палица или копьё). Дети ищут предметы, отвечают на вопрос. Открывается ларец, богатырь достаёт волшебный клубочек. Богатырь: Волшебный клубок покажет вам путь дальше. Богатырь кидает клубок вверх по лестнице. Дети поднимаются вслед за клубком и находят камень. На камне написано: «Прямо пойдёшь — ничего не найдёшь! Направо пойдёшь — беду найдёшь! Налево пойдёшь — в сказку попадёшь!». Дети приходят в актовый зал, звучит «Страшная музыка», находят избушку. Второе испытание. Ведущий: Что такой за чудный дом? Кто хозяин в доме том? Какие волшебные слова можно здесь вспомнить? (Дети вспоминают волшебные слова, чтобы избушка повернулась к ним). «Избушка, избушка, Встань к лесу задом ко мне передом» (Избушка поворачивается к ним). Баба-яга: Кто меня тут потревожил? Кому я понадобилась? Зачем пожаловали сюда? (Дети отвечают). Ну, раз пришли, то назовите-ка мне сказочную героиню, владелицу первого летательного аппарата. (Дети отвечают). Баба-яга любуется собой: Молодцы! Это, конечно, же я! Думаете, если отгадали мою загадку, то я от вас отстану? Не-е-ет. Отгадайте-ка ещё мои задания: Назовите сказки с моим участием. Назовите моих лучших дружочков. (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Гуси-Лебеди.) Кто отгадал, тем Баба-яга даёт предметы своих друзей, маску кота и гуся, костюм кощея и т. д. Баба-яга: А теперь, дорогие мои гости, мы вместе повеселимся. (Звучит музыка «Частушки Бабок-Ёжек»). Баба-яга: Ох, утомили, уморили вы меня! Справились со всеми моими заданиями! Устала я от вас! Пора вам в путь-дорогу отправляться! (Выдаёт карточку «Русские народные сказки»). Дальнейший путь вам укажет литературная дорожка.
Третье испытание. На «дорожке» прикреплены иллюстрации «У Лукоморья». Ведущий: Посмотрите на иллюстрации, назовите произведение, которое объединяет всех волшебных героев. (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» отрывок из поэмы). Свой дальнейший путь вы узнаёте, если назовёте автора этого произведения. (Портрет Пушкина А. С.) Дети идут по «дорожке», читают отрывок из произведения, входят в читальный зал. Открывают дверь, сидит поэт. Ведущий: Мы с вами находимся в читальном зале библиотеки. Здесь есть свои особые правила. Как вы думаете, какие? Назовите. (Дети отвечают). В читальном зале можно не только познакомиться с редкими книгами, но и сочинить свои собственные произведения. Четвёртое испытание. Поэт: Помогите, друзья мне придумать рифму к словам: Палка, котик, стол, пилка, галка, сорока, корка, горка. Молодцы, справились! Поэт выдаёт ребятам карточку «Стихи». Пятое испытание. Ведущий: А дальше путь вам укажут «Следы невиданных зверей». (По лестнице разложены следы зверей). Загадки о животных. Дети с помощью загадок определяют, чьи следы. Выдаётся карточка с названием «Рассказы о животных». Дети спускаются по лестнице. Перед залом стоит зонт Мери Поппинс. Ведущий: Герой какого произведения потерял этот зонт? (Дети отвечают). А может быть она не потеряла его, а специально оставила нам! Посмотрите, здесь что-то есть. Она оставила нам задания. Рассмотрите картинки. Из каких сказок эти картинки? Под зонтом лежит карточка с названием «Зарубежная литература» Дети открывают дверь в основной зал библиотеки, их встречает библиотекарь. Рассказ библиотекаря о детском фонде, собирает карточки, полученные детьми от героев. Цит. по: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/10/10/kvest-igra-tam-na-nevedomykh-dorozhkakh
Квест-игра «Найти корзину белочки», Ирина Епихина Средняя группа
На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком. Воспитатель читает загадку: Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка). В. : Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт). Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали её корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны её запасы: Из конверта достают листок с изображением заштрихованной книги, делают вывод, что идти надо к книжному уголку. Дети должны найти там следующий конверт. В нём находится разрезанная на части картинка с нарисованным орехом. На одной из частей изображён мячик. Переходят в физкультурный уголок, в ящике с мячами находится листок с заданием «Четвёртый лишний» (белка, заяц, ёжик, барабан). В музыкальном уголке дети находят барабан, к которому прикреплён листок с математическим примером 1+1+1+1+1=? Нужно правильно решить пример и найти изображение цифры 5 в игровой комнате (на дверце шкафчика). За ней стоят 3 корзинки: одна с фруктами, вторая с овощами, третья с шишками, орехами и грибами. Детям надо определить, какая из корзинок принадлежит белке. Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-kvest-igry-dlja-detei-srednei-ili-starshei-grupy-naidi-korzinu-belochki.html