Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации «Столько же, больше, меньше»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП).
Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа.
Тема: " Столько же, больше, меньше"
Цель: формирование представлений об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар.
Образовательные задачи :
Познание:
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Столько же, больше, меньше“» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; построить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар (на основе рефлексивного метода, расширить словарный запас детей выражениями "столько же", "больше", "меньше";
Развивающие задачи:
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, умение действовать по аналогии, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, сформировать опыт контроля, вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать заботливое отношение к окружающим;
- формировать навыки взаимопомощи и взаимовыручки;
Оборудование:
Демонстрационный: снег, ведерко, морковка, мешочек, письмо от снеговика с заданиями, белое полотно, стол для рисования песком, магнитофон с аудиозаписями;
Раздаточный: изображения снеговиков без ведер и морковок, морковки и ведерки из бумаги;
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации использовались приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность; созданы условия для принятия детьми так называемой "детской" цели, самостоятельность детей в "открытии" нового знания; соблюдены дидактические принципы деятельностного метода;
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, смотрите, что это на столе? Действительно, снег, ведерко и морковка. Кто же приходил к нам в садик? Как вы думаете? А вы знаете, почему снеговик так называется? Правильно, от слова "снег".
- Что же произошло со снеговиком? Почему? Да, в садике тепло, а снег в тепле тает, превращается в воду. Потрогайте снег. Какой он?
-Ребята, я нашла мешочек снеговика! Интересно, что в нем? Это письмо! В нем написано, что снеговичкам нужна помощь!
- Что же будем делать? Вы хотите им помочь? А сможете? Тогда предлагаю отправиться на поиски снеговиков! Как это можно сделать? (Ответы детей.) Посмотрите, ребята, что еще есть в мешочке! (Один ребенок вынимает белое полотно).
- Это волшебный снежный ковер! На нем мы отправимся на поиски снеговиков! Держитесь за ковер руками! Полетели!
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать представления о понятии "много", закрепить умение его использовать для характеристики численности групп предметов.
Игра "Морковки для снеговиков".
- Вот мы и нашли снеговиков! (Дети садятся за столы, на которых лежат изображения снеговиков для каждого ребенка.)
- Сколько снеговиков? (Много.)
- Чего не хватает снеговикам? Вы правы, не хватает морковок. Посмотрите, какие грустные снеговики без морковок! Поможем снеговичкам? (Достаю тарелочку с морковками.) Сколько морковок? (Много.)
- Интересно, чего больше - снеговиков или морковок? (Выслушиваю все ответы детей, фиксирую внимание на разных версиях для создания проблемной ситуации, уточняю причину.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Снеговики не умеют считать! Они спрашивают у нас: чего больше морковок или снеговиков?- Мы можем им ответить на вопрос? (Нет.)
- Почему не можем? (Мы не знаем, как это сделать)
4. Открытие детьми нового знания.
Дидактические задачи:
сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, ввести в речевую практику выражения "столько же";
сформировать опыт самостоятельного открытия и ситуации успеха, развивать творческие способности.
- Как же узнать, чего больше - морковок или снеговиков (Спросить у того, кто знает.) Дети решают спросить у воспитателя.
- Давайте положим по одной морковке каждому снеговичку. Сколько морковок вы положили на каждого снеговика? (Одну.)
- Остались лишние морковки? (Нет.) - Остались снеговики без морковок? (Нет.)
- Значит, их столько же, поровну, или кого-то больше? (Столько же.)
Воспитатель делает вывод: каждый снеговик получил одну морковку, поэтому снеговиков и морковок столько же, поровну.
- Смогли мы ответить на вопрос снеговиков, кого больше - снеговиков или морковок? (Да.)
- Молодцы! Снеговики вам очень благодарны!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
сформировать опыт сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, ввести в речевую практику слова "больше", "меньше";
развивать воображение, речь, умение действовать по аналогии.
Игра "Ведерки для снеговиков".
- Чего еще не хватает нашим снеговикам? (Ведерок.) Вот на тарелочке ведерки! Интересно, чего больше - ведерок или снеговиков? (Выслушиваю ответы детей.) Как это узнать? Дети отвечают, что нужно раздать каждому снеговику по одному ведерку.
Дети раскладывают ведерки на своих снеговиков.
- Всем снеговикам хватило ведерка? (Да.) Остались лишние ведерки на тарелочке? (Да.) Значит, чего больше? (Больше ведерок.) А кого меньше? (Меньше снеговиков.)
- (Фиксирую вывод.) Каждый снеговик получил одно ведерко и остались лишние ведерки, поэтому ведерок больше, чем снеговиков, а снеговиков меньше, чем ведерок.
- Вот мы и помогли нашим снеговичкам! Молодцы, ребята!
Подвижная игра "Снежки"
- Снеговикам стало очень жарко! Давайте поиграем в снежки и поможем снеговичкам не растаять! (Дети под музыку играют в "снежки".) После окончания игры, "снежки" остаются на полу.
- Интересно, а чего больше снежков или детей? Хотите узнать? Сколько снежков? (Много.) Сколько детей? (Много.) Как узнать, хватит ли каждому ребенку снежков? (Дети отвечают, что нужно взять каждому по одному "снежку".)
Когда дети разбирают "снежки", то замечают, что один "снежок" остался лежать на полу.
- Снежков и детей поровну, столько же? Почему вы думаете, что снежков больше? (Потому что один снежок остался.)
-Сложите снежки в корзинку! Мы подарим их нашим снеговикам, чтобы спасти их от жары!
Игра "Нарисуй снеговика"(Рисование на столе с песком.)
- Дети, а вы любите рисовать? Тогда я предлагаю нарисовать снеговиков на песке. На что похож этот песок? Я согласна, он очень похож на снежок. Давайте порисуем на этом волшебном столике!
- Какие красивые у вас получились снеговики! Вы - настоящие художники!
- Ребята, нам пора возвращаться из нашего интересного путешествия! Держитесь за волшебный ковер, полетели!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь, создать ситуацию успеха.
Дети собираются возле воспитателя.
- Ребята, а вам понравилось сегодня играть? А что больше всего запомнилось? Что было интересно? Кому мы сегодня помогали?
- Что вам было трудно выполнить?
- Как вы думаете, почему у нас все получилось? Потому что мы научились определять, столько же, больше или меньше предметов в двух группах.
- А еще мы очень дружные и любим всем помогать!
- Молодцы, ребята!
Использованная литература: Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть1 и 2. – Изд. 4 – е, - М. : Издательство «Ювента», 2014.