Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации «Символика России» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Символика России
Задачи:
Дать детям элементарные представления о происхождении флага; познакомить со значением флага в современной жизни, с символическим значением цветов флага;
Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящем; с гимном России;
Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну страны, желание узнать как можно больше нового и интересного.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Символика России“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Заучивание стихотворения В Степанова «Родные просторы», «Что мы Родиной зовем?»;
Дидактические игры «о чем рассказывает флаг?», «Узнай по фото»;
Рассматривание плакатов с символикой страны;
Рассказ «История флага и герба РФ»
Демонстрационный и раздаточный материал:
Аудиозапись гимна;
Плакаты с изображением символики России и президента РФ;
Книги о России;
Конверт с письмом;
Цветная бумага, клеенки, клей-карандаш, салфетки, ножницы, простой карандаш.
Ход ООД:
Воспитатель: Добрый день всем! Ребята сегодня мы поговорим о нашей стране. Скажите, как называется страна, в которой мы все с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Верно, я вам уже рассказывала… Наша страна – Россия, она огромна и прекрасна. Россия – наша Родина. У каждого человека есть своя маленькая Родина – это город или другой населенный пункт, где он родился и живет.
Ребенок рассказывает стихотворение «Родные просторы» В. Степанова
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города.
Океанские просторы, ленты рек, озер и горы.
Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.
И поймешь тогда какая, наша Родина большая
Необъятная страна.
Воспитатель: Много стран на свете, и все они очень разные. У каждой страны есть свои отличительные знаки, свои символы. Скажите, а какие отличительные знаки есть у каждой страны?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Обратите внимание на плакат? Что вы видите?
Дети: Флаг.
Воспитатель: Верно, это Флаг нашей страны, российский флаг. Он состоит из трех частей – древко, полотнище, навершие. Подскажите мне, а из скольки цветов состоит Российский флаг?
Дети: из трех.
Воспитатель: Какие цвета имеет наш флаг?
Дети: Белый, синий и красный.
Воспитатель: Давайте вспомним, что означают цвета на флаге?
Дети: Белый – это мир, чистота. Синий – это вера и постоянство. Красный символизирует силу и кровь, пролитую за Отечество.
Воспитатель: Все правильно…белый цвет – в нем добро, любовь и чистота, мы хотим жить в дружбе и мире всегда! Синяя полоска – цвет неба ясного, чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная! Красный цвет – вней кровь отцов и дедов, честь и победа!
Воспитатель: хотите узнать, когда же впервые появился Российский флаг? Он имеет свою историю…в старину вместо флага наши далекие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, который окрашивали в яркий цвет. И называлось это стягом. Предназначался стяг для сбора воинов для защиты своей земли, потом со временем стяги стали делать из куска ткани. Ребята, а знаете ли вы где можно увидеть флаг России?
Дети: На домах в праздничные дни; на олимпийских играх, на соревнованиях; на кораблях и самолетах; на Кремлевской башне.
Воспитатель: Правильно, а еще флаг можно увидеть на здании правительства России. А что было бы если б не было флагов или они были одинаковые?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Флаг - это символ власти, означает единство страны.
Воспитатель предлагает сделать разминку «Родина»
Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия, (шагают на месте и широко разводят руки)
От морей простёрлась до морей.
Воспитатель: Обратите внимание на этот плакат, что на нем изображено?
Дети: Герб России.
Воспитатель: Правильно, вы уже знаете откуда он появился и для чего он нужен. Герб, как и флаг придумали наши предки, когда много времени проводили в боях. В разгар боя воинов трудно было отличить и поэтому знак наносили на щит, и стали называть его гербом. Каждая страна имеет свой герб, это отличительный знак страны. А кто знает какой герб имеет наша страна?
Дети: Двухглавый орел.
Воспитатель: Верно, на форме щита красного цвета изображен золотой двухглавый орел и всадник. Правой лапой орел сжимает скипетр – символ власти. В левой держит золотой шар с крестом – держава государства. Что еще видите над головами орла?
Дети: Короны, они и сама птица похожи на лучи солнца.
Воспитатель: Короны, скипетр и держава были символами царской власти, а в наше время они напоминают об историческом прошлом нашей России. Всадник, изображенный на гербе России обозначает победу добра над злом. Это не простой всадник – это Георгий Победоносец, по легенде он спас обреченную на гибель царскую дочь от страшного дракона. Ребята, как вы думаете, что означает герб нашей страны?
Дети: Герб – отличительный знак нашей страны
Воспитатель предлагает поиграть в игру разрезные картинки «Собери герб». (дети играют)
Воспитатель: Что такое гимн? (Ответы детей.)
Воспитатель: А знаете ли вы где можно услышать государственный гимн России?
Дети: На олимпийских играх, когда вручают медаль за первое место; на соревнованиях между командами разных стран ( например: футбольный матч); на праздниках и по телевизору. Хорошо, ребята сейчас мы с вами послушаем запись государственного гимна России – главной песни страны. (Слушают)
Воспитатель: Ребята, так что же означают государственные символы страны – флаг, герб и гимн? Что дают народу нашей страны?
Дети: эти символы объединяют всех людей, живущих в России, и означают независимость от других государств.
Воспитатель: Ребята, вы знаете кто управляем нашей страной – Россией?
Дети: Президент.
Воспитатель: Верно, президент. А кто знает как его зовут?
Дети: Путин Владимир Владимирович.
Воспитатель: Отлично, молодцы! Знаете, к нам в детский сад пришло от президента, давайте я прочитаю его вам.
Воспитатель достает лист из конверта и читает детям письмо от президента.
«Добрый день, ребята детского сада «Колокольчик». На одной из фабрик по пошиву государственных флагов сломалось оборудование, а нашей стране очень нужно несколько флагов. Я прошу вас помочь, изготовить новые флаги для нашей страны. Очень надеюсь на вашу отзывчивость и помощь в этом не простом вопросе. С уважением, президент Российской Федерации. Путин Владимир Владимирович.»
Воспитатель: Скажите, вы хотите помочь?
Дети: Да, хотим.
Пальчиковая игра. «Здравствуй»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Воспитатель предлагаем переместиться в учебную зону и изготовить государственный символ страны – флаг России.
Дети выполняют работу под присмотром воспитателя.
Дети рассказывают стихотворение Г. Струве «Моя Россия».
1 ребенок:
Наша страна Россией зовется,
Пусть мирное небо сияет над ней,
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
2 ребенок:
Вот она, Россия – наша страна,
Очень и очень большая она,
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем!
3 ребенок:
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем,
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем!