Инна Черноскутова
Проект мини-музей «Мишка — друг детства» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№12 комбинированного вида «Родничок».
Проек мини-музей
«Мишка – друг детства»
для детей младшего дошкольного возраста
Составила воспитатель
Высшей категории
Черноскутова И. П.
Катайск 2018 г.
Актуальность.
Темочки:
- Медведь, медвежата
- Мини-музеи в детском саду
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятельность, а также сделает привлекательным и привычным для детей слово «музей».
Мини-музей в ДОУ способствует развитию у детей кругозора, познавательной активности, а также формированию у детей проектно-исследовательских навыков. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок - обычный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции.
Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Идею создания мини-музея «Мишка- друг детства» мне «подсказали» сами дети. Подсказали своим большим интересом к мультсериалу «Маша и Медведь». Он проявлялся в детских разговорах о смешных проделках Маши, в сюжетных играх с игрушками главных героев сказки, рассматривании приносимых из дома книг, журналов, раскрасок. Яркий эмоциональный отклик вызывают песни из мультфильма «Маша и медведь»! Первое знакомство малыша с мягким плюшевым медвежонком происходит благодаря добрым стихам Агнии Барто. Первые потещки связанны с мишкой. Любимой игрушкой для засыпания и «обнимашек» является так же плюшевый медведь.
Медведь, как главный герой часто встречается в сказках, стихах, рассказах детских писателей с которыми мы знакомим детей. Дети подрастают и их знания о медведе, как представителе живой природы пополняются с помощью бесед, рассказов, игр, наблюдений. Медведь также является символом русского леса, его «хозяином». Но все же остаётся ещё очень многое, что могут узнать о медведе дети самостоятельно или с помощью взрослого.
Цель:
1. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
2. Приобщение родителей и детей к музейному искусству.
3. Расширение представления об образе медведя на уровне восприятия детей младшего дошкольного возраста.
4. Создание условий для формирования у детей познавательного интереса
Задачи:
Социально - коммуникативное развитие:
Способствовать усвоению норм и ценностей, связанных с экологическим воспитанием, развивать общение и взаимодействия ребенка с воспитателями и сверстниками через расширение кругозора о медведях. Становление самостоятельности в игровой деятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий через общение со сверстниками и игру. Формировать заинтересованное, бережное отношение к диким животным (медведям) и игрушкам
Познавательное развитие:
Познакомить с разновидностью игрушек, изображаемых медведей. Развитие познавательных способностей и познавательной активности.
Рассмотреть иллюстрации медведей, рассмотреть части тела.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Сравнение их по величине.
Речевое развитие:
Знакомить детей с книжной культурой о медведях, детской литературой, способствовать пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы. Развивать слуховое внимание, органы артикуляционного аппарата, речевое дыхание. Активизация словаря по теме.
Художественно-эстетическое:
Знакомить с особенностями медведей; развивать художественно-творческие способности детей младшего дошкольного возраста посредством использования традиционной и нетрадиционной техники рисования, воспитывать эмоциональный отклик на музыкальные произведения.
Физическое развитие:
Активизировать подвижность детей, вызвать интерес и желание играть в подвижные игры, имитация движений медведя. Использование здоровье-сберегающих технологий
Деятельность педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде
В процессе создания мини-музея всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап.
Работа по созданию мини-музея в группе началась с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе, способствует ли создание музея развитию положительной динамики в познавательном и речевом развитии детей. После анализа анкет родителей, проводились беседы и игры с детьми, и как результат, было решено организовать в группе мини-музей.
Вместе с родителями определили тему и название мини-музея «Мишка – друг детства». Всем данная идея понравилась, а детям стало интересно поподробнее узнать о таком животном, как медведь.
Практический этап.
Участие в создании мини-музея детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.
Для расположения мини-музея использовали различные части групповой комнаты. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты расположены на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.
Мини-музей интерактивен. Экспонаты, которые находятся в мини-музеи можно трогать, рассматривать.
Разделы и экспонаты мини-музея :
Раздел «Мишки обнимашки».
В нем размещены плюшевые мишки. В каждый экспонат музея вложена любовь и частичка души ребёнка. Медвежата здесь очень разные и совсем не похожи друг на друга. Все экспонаты музея можно трогать руками и использовать в процессе проведения занятий, для снятия нервного напряжения
Раздел «Мишки из книжки»
Книжки со сказками и стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные
руками детей и воспитателей (иллюстрации к любимым сказкам). Дети могут самостоятельно посмотреть книги,иллюстрации
Раздел «Мишки актёры»
Собраны игрушки настольного и пальчикового театра для сказок «Маша и медведь» и «Три медведя».
Раздел «Мишки развивашки».
Это один из самых интересных разделов нашего мини-музея. Здесь находятся дидактические и настольные игры о медведях, также именно здесь дети могут самостоятельно поиграть с некоторыми экспонатами музея
Раздел «У медведя во бору…»
Лес – стихия этого животного. Здесь он чувствует себя хозяином. В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни медведя. Детям показывается фото-презентация о жизни медведя. В конце проводятся подвижные игры, где главный персонаж – медведь.
Работа в мини-музеи планируется проводить по следующим видам деятельности:
- непосредственно-образовательная деятельность (специально организованные занятия,
- совместная деятельность детей и взрослых,
- самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми в мини-музее :
-наблюдения.
- беседы, познавательные сообщения,
- игры (подвижные, сюжетно-ролевые).
- чтение художественной литературы, отгадывание загадок
- работа с информационными источниками,
- самостоятельная деятельность
Формы работы с родителями в мини-музее :
- пополнение мини-музея экспонатами,
- сбор информации,
- совместное творчество родителей и детей,
- экскурсии для родителей
Принципы:
1. Принцип учета возрастных особенностей;
2. Принцип опоры на интересы ребенка;
3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип последовательности;
6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : долговременный
Направленность: познавательно-речевая, игровая, изобразительная.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети первой младшей группы.
Формы проведения:
1. ОД
2. Знакомство детей с книжной литературой
3. Развлечения
4. Игры (сюжетно-ролевые,дидактические,строительные,пальчиковые,подвжные)
5. Просмотр презентаций, прослушивание грамзаписей.
6. Совместная деятельность педагогов, детей, родителей и др.
Методы и приё мы:
наглядные (наблюдение, рассматривание)
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы)
практические (игры, художественное творчество).
Перспективное планирование работы в мини-музее
«Мишки– друзья детства»
Месяц Мероприятия Взаимодействие с родителями
сентябрь Занятие-экскурсия «Экскурсия в мини-музей группы «Вот какой красивый дом, поселились мишки в нём».
Беседа с детьми «Медведи бывают разные» (с использованием ИКТ).
ОД лепка по сказке «Три медведя»-«Чашка для мишутки»
Самостоятельная деятельность в разделе музея «Мишки из книжки»
Сюжетно-ролевая игра «Угостим мишек мёдом».
Дидактические игры: «Найди двух одинаковых медвежат», «Загадки о животных». «Вини-пух» пазл. Проведение бодрящей гимнастики после сна «Медвежата»,
Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору».
Чтение художественной литературы: О. Иванова «Мишка косолапый» А. Барто «Уронили мишку на пол»
Заучивание стихов и потешек о мишке. Слушание песен: «Колыбельная Медведицы» музыка: Крылатова, слова: Яковлева, «Мишка с куклой пляшут полечку» слова и музыка Марии Качурбины.
Консультация «Мини – музей в детском саду как форма взаимодействия с детьми и родителями».
Привлечь родителей к приобретению раскрасок по сказкам: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».
октябрь О. Д. Сенсорика «Путешествие по сказке «Три медведя»».
Беседа с детьми «Уронили мишку на пол».
Продуктивная деятельность составление коллажа «Мишка-топтышка».
Дидактическая игра «Маленький и большой».
Составление сказки «Сказка про Мишку-Топтыжку».
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у мишки».
Игра – драматизация по сказкам «Три медведя».
Подвижные игры: «Мишка бурый», «Мишка косолапый».
Чтение художественной литературы: «Маша и медведь» «Мишка невежа» Сутеев
Самостоятельная деятельность в разделе музея «Мишки развивашки».
Слушание песен:
Книппер; «Вот какие шишки» музыка и слова Е. А. Гомоновой.
Привлечь родителей к пополнению мини – музея экспонатами ручной работы.
Выставка творческих работ (совместно дети и родители) «Медведи бывают разные».
ноябрь Дидактические игры: «Угадай животное»
ОД «Рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Самостоятельные игры в разделе музея «Мишки обнимашки»
Подвижные игры: «Мишка косолапый», «Медведь и пчелы».
Чтение художественной литературы: «Мишка и его друзья» Степанов Нуждина «Чудо – всюду».
Слушание песен: «У медведя во бору» р. н. песня; «Спать не хочет бурый мишка» р. н. колыбельная.
Физкультурный досуг «Мишка косолапый».
Экскурсия по мини-музею «Медведи – милые друзья детства».
Просмотр с детьми мультфильмов «Маша и Медведь» .
Совместное развлечение «День плюшевого мишки»»
декабрь ОД «Медвежонок» (тычок, рисование)
ОД познавательное «Путешествие в лес».
Дидактические игры «Где чей домик?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?»
Игра-драматизация по сказке «Три медведя».(с помощью магнитного театра)
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мишка бурый».
Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Медвежонок»; В. Дуров «Мои звери»; В. Чаплина «Фомка белый медвежонок».
Слушание песен: «Я – бурый медвежонок» музыка и слова С. и Е. Железновых; «Мишки и Мышки» музыка и слова Е. Железновой. Привлечь родителей к оформлению выставки медвежат из семейных коллекций «Всё равно его не брошу, потому что он хороший».
Перспектива развития мини - музея
Продолжать формирование у дошкольников представления о музее.
Формировать знания детей о диких животных – медведях, их видах. Пополнять коллекцию разновидностями игрушек, изображаемых медведей.
Развитие познавательных способностей и познавательной активности.
Привлечение родителей к совместной деятельности
Список литературы:
1. Рыжова И. Логинова Л. Мини-музей в детском саду.
Линка - Пресс 2008 г.
2. Наталья Александровна Рыжова
Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы
с детьми и родителями» : лекции 1–4. М. : Педагогический университет
«Первое сентября» 2010. — 96 c.
3. Интернет ресурсы