Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–7 лет «Каргопольская игрушка — Мишка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественное творчество» (лепка)
Возрастная группа: 5-7 лет, старший дошкольный возраст
Тема: «Каргопольская игрушка - МИШКА»
Основные цели:
1) Познакомить с народным творчеством, с каргопольской игрушкой;
2) Уточнить представления о свойствах глины, особенностях работы с ней;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 5–7 лет „Каргопольская игрушка — Мишка“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
3) Научить лепить из целого куска глины медведя, выработать алгоритм работы, научить лепить базовые формы «бочонок», «гриб», вытягивать необходимые части, доделывать игрушку до конца;
4) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
5) Развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание;
6) Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
7) Развивать речь детей: словоизменение, словообразование, связную речь.
Материал:
Демонстрационный: игрушки : машина, кукла, пирамидка, мячик, робот, мишка; иллюстрации с народными игрушками, каргопольские игрушки.
Раздаточный: доски для лепки, коричневая глина, стеки.
Краткая аннотация к работе:
Творчество детей — это особый вид искусства. В нем не бывает брака, не существует недочетов, оно идеально. Возьмем, например, лепку. Лепить можно как из пластилина, так и из теста или глины, песка или снега, материалов много и все они доступны. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
Дети, а вы любите играть?
А во что вы любите играть?
Назовите одним словом: машины, роботы, куклы… - это … (игрушки).
А где можно найти игрушки?
А если нет такой игрушки, которую вы хотите, то где можно её найти?
Правильно, её можно купить в магазине?
А как называется этот магазин?
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания по теме, опыт выделения общих свойств предметов, тренировать мыслительные операции, развивать память и речь.
Хотите пойти в игрушечный магазин? (Да.)
Посмотрите, сколько здесь игрушек. Выберите себе по одной.
Расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана? (Машина из пластмассы – пластмассовая, кукла из резины – резиновая, мячик из резины – резиновый, пирамидка из дерева - деревянная).
Давайте поиграем. Что можно делать с куклой (качать, кормить, одевать, машинкой (возить, грузить, разгружать, ?
Ребята встречают в магазине Таню. Девочка плачет.
Дети, Таня плачет. Она потеряла игрушку, которую хотела подарить Ване.
Давайте поможем Тане. Вы согласны?
Игра «Отгадай – ка».
Дидактическая задача: упражнять в умении отгадывать по описанию предмет, описанный по представлению, воспитывать выдержку, находчивость.
Таня потеряла игрушку, сделанную из глины, значит она (глиняная). Эта игрушка – дикое животное, у которого есть голова, шея, туловище, четыре лапы и маленький хвостик. Этот зверь зимой спит. Кто это? (Медведь).
Все дети ищут медведя, но находят только иллюстрацию. Таня огорчена.
Ребята, вы хотите помочь Тане? (Да.) Тогда давайте отправимся в мастерскую, где делают такие игрушки. Может там нам помогут?
Физкультминутка.
Цель: координация слова с движением.
Под огромною сосной,
На поляне на лесной,
Куча брёвен, где лежит,
Медведица с медвежатами бежит.
Мы вокруг всё оглядим,
На пенёчках посидим,
А потом все дружно спляшем.
Вот так ручками помашем.
Помахали, покружились,
В берлогу все заторопились.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для выделения глиняной игрушки; сформировать под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции, развивать мышление и речь.
Дети, вот мы и в мастерской! Посмотрите, какие здесь необычные игрушки.
Правильно, это игрушки-сувениры. Раньше не было таких игрушек как сейчас и детям делали игрушки из разных подручных и природных материалов: из бересты, льна, лоскутков, глины. Наш медвежонок сделан из глины. Он … (глиняный). Таких медведей делали в городе Каргополе мастера, чтобы дети могли с ними играть. Как вы думаете, а мы сможем с вами сделать какую-нибудь сами?
Что нам для этого понадобится? (глина).
Повторяем правила работы с глиной.
Вы запомнили, как выглядит наш мишка? Давайте его внимательно рассмотрим. Что у него есть, из чего он состоит? (Голова, шея, туловище, лапы и маленький хвостик). Посмотрите внимательно, на медвежонка. Как вы думаете, его лепили из частей или из одного целого куска? (Из целого куска).
Тогда берите каждый по куску глины. Попробуйте слепить игрушку сами.
Дети, вы смогли слепить медведя? (нет) Почему не смогли слепить? (Потому что мы не знаем, как лепить из целого куска).
Что нужно сделать, если не получается? Если вы не знаете? Правильно, нужно спросить у того, кто знает. (Елена Александровна помогите нам слепить медведя из целого куска).
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача: познакомить с новым способом лепки, закрепить приёмы, сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»; тренировать полученные умения; развивать творческие способности, мелкую моторику, речь.
Дальше идё т поэтапное выполнение работы вместе с детьми:
*бочка;
*грибок;
* вытягивание нижних лап: показ, как сделать коленочки, пяточки, ступни;
*сплющивание «шляпки» гриба путём соединения её пополам, веером;
*отделение верхних лап и их изготовление;
*формирование головы, вытягивание морды, ушей;
* «прорезание» стекой рта, обозначение глаз.
Ребята, посмотрите, какие чудесные медведи у нас получились. Я думаю, что Таня выберет одного медвежонка для брата, а остальных медведей мы отправим в магазин игрушек, чтобы их купили другим детям и они тоже смогли с ними поиграть.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить навык лепки из целого куска, развивать воображение и речь детей.
Ребята, посмотрите, сколько игрушек сделано из глины. Давайте попробуем слепить тетерева.
*бочка;
*грибок; складывание шляпки, формирование головы и хвоста.
Самостоятельная игра детей с игрушками. Дети забирают их себе на память, как сувениры.
6. Осмысление
Дидактическая задача: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, закрепить ситуацию успеха.
Где мы сегодня побывали? Кому помогали?
Что делали?
Чему научились?
Воспитатель говорит детям о том, что они поиграли в магазине в игрушки, смогли сами выбрать ту игрушку, которая нужна Тане. Они помогли Тане: слепили медведя для Вани и медведей для игрушечного магазина; слепили тетерева для себя и поиграли с ним. И всё им удалось, потому что они научились лепить игрушки из целого куска глины.