Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Живая и неживая природа»
Основные цели:
1)познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа»;
Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
2) повторить значение понятия «природа»;
3)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;
4)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Дидактические материалы: пейзажная картина, предметные картинки с живой природой и неживой природой по три на каждого ребенка; картинка раскраска, цветные карандаши, склеенные между собой листы синей и зелёной бумаги (фотоальбом).
Краткая аннотация к работе: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой. В данной ситуации мы с детьми вспомнили значение понятия «природа», познакомились с понятиями «живая природа» и «неживая природа», для детей была создана ситуация затруднения, которую они успешно разрешили, педагогические цели были выполнены. При написании конспекта образовательной ситуации были использованы фрагменты из программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы отдыхать? Где вы любите отдыхать?
-Таня и Ваня поедут к бабушке в деревню. Как говорит их мама «на природу». Тане интересно узнать, что это значит. Ребята, хотите помочь девочке разобраться, что такое природа?
2. Актуализация знаний.
2.1. Беседа о природе.
Дидактические задачи;
1) актуализировать знания детей о понятии «природа» и «не природа»;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.
Воспитатель собирает около доски, на которой висит пейзажная картина. Воспитатель предлагает помочь Тане разобраться, что из изображённого является природой.
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель делает вывод: «Природа это то, что не создано руками человека». Природа бывает живая и неживая.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)уточнить представления детей о понятии «природа» и создать мотивационную ситуацию для знакомства с понятиями «живая природа» и «неживая природа»;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3)развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Таня благодарит вас за то, что вы помогли ей разобраться, что такое природа. У неё есть набор картинок, которые она хотела бы разложить в альбомы. В один альбом она хочет положить картинки с живой природой, а в другой с неживой природой. Дети подходят к столу на котором лежат картинки. Воспитатель предлагает, положить картинки с живой природой в альбом с зелёными листами. А с неживой природой в альбом с синими листами, так чтобы все картинки у каждого ребенка в альбомах были разными.
Возникает затруднение, т. к. как правило дети относят к живой природе только животных, а растения относят к неживой природе.
- Смогли вы разложить картинки? А почему картинки у всех одинаковые, а разложены по разным альбомам? (Потому что мы не знаем, что такое живая и неживая природа)
Что нам надо сделать, если мы что-то не знаем, но очень хотим узнать?
- Спросить у того, кто знает. (Спросите)
4. Открытие нового знания (способа действия)
Дидактические задачи.
1)уточнить смысл понятия «природа» и познакомить с понятиями «живая природа» и «неживая природа»;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь.
Давайте подумаем вместе.
-Почему собака относится к живой природе? (Она дышит, растёт, двигается, питается, размножается).
-А дерево? (Дышит, растёт, двигается, питается)
- Солнце, снег, камень? (Нет)
Дети проверяют правильно ли они разложили картинки и исправляют ошибки, если таковые есть.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка.
5.1. Игра «Живая или неживая природа»
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей;
2) закрепить понятия живая природа» и «неживая природа»;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Живая или неживая природа».
- Если я называю то, что относится к живой природе – вы двигаетесь. Если называю растение – вы поднимаете руки вверх «растёте», если животное – вы прыгаете, если то, что относится к неживой – замираете.
5.2 Игра «Раскрась домики»
Дидактические задачи:
1) закрепить понятия живая природа» и «неживая природа»;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
- Ребят, а Таня хочет рассказать бабушке о живой и неживой природе, и просит помочь ей раскрасить картинку и отправить бабушке по почте.
Таня просит вас на левой половине листа раскрасить три объекта живой природы, а на правой половине три объекта неживой природы.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Чем мы сегодня занимались?
- Смогли вы помочь Тане? Какие знания вам в этом помогли?
Воспитатель хвалит детей за успешно решенную ситуацию.