Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Строение и работа дыхательной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Тема: Строение и работа дыхательной системы
Основные цели:
• Дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;
• Научить детей правильному дыханию;
• Продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы;
• Воспитывать у детей умение работать в парах;
• Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Дидактические материалы: Презентация, схемы строения дыхательной системы.
Оборудование: Воздушные шары, два насоса, халат, шапочка, зеркало, стакан с водой, трубочка.
Краткая аннотация к работе : Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся со строением дыхательной системы. Представлено описание проведения различных опытов для изучения работы дыхательной системы, в процессе проведения которых дети упражняются в выдвижении гипотезы, анализа практической деятельности и умения делать выводы. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
1. Актуализация
В - Ребята, вы все хорошо знаете, какое сейчас время года. Назовите его.
Д – Осень.
В - А какие месяцы осени вы знаете?
Д - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В - Назовите последний месяц осени.
Д – Ноябрь.
В - Этот период называют предзимье. Перечислите приметы осени.
Д - На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.
В – Помните, мы с вами проводили наблюдение при помощи градусника. Как вы думаете, сейчас температура в помещении выше 0 или ниже 0?
Д – Выше 0
В - А на улице?
Д – Ниже 0.
В - А теперь вспомните, что вы наблюдали во время выдоха на улице?
Д – Пар.
2. Затруднение в ситуации
В - А откуда он взялся?
В - Ребята, где мы можем получить информацию по какому пути, как и куда этот воздух попадает в организм?
Д – Спросить у взрослых, прочитать в книгах, в интернете.
В - Люди, какой профессии могут доступно и понятно рассказать об этом детям.
Д - Доктор, медсестра, лаборант.
В – Как называются учреждения, в которых работают доктора, медсестра, лаборанты?
Д – Больница, исследовательский центр.
3. «Открытие» нового знания (способа действия)
В – Сейчас предлагаю пройти в исследовательский центр. С вашего позволения я буду доктором, Наталья Семеновна старшим сотрудником, а вы младшими сотрудниками. Прошу надеть халаты и занять свои места
В - Как называется орган дыхания, который находится у нас на лице?
Д - Нос
В - Это видимый орган дыхания. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос.
Что вы видите?
Д – Две дырочки. В носу есть два канала.
В – Как они называются?
Д – Ноздри.
В - Загляните внутрь носа. Какого цвета стенка внутри?
Д - Розового
В - А знаете почему?
Д - Потому что там много кровеносных капилляров. Капилляры красного цвета.
В - Что еще заметили?
Д - Волоски (ворсинки).
В - Как вы думаете, зачем они нужны?
Д - Ворсинки задерживают пыль и другие мелкие частицы.
В – Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: наш нос находится на лице. Он состоит из ноздрей, внутри он розовый и имеются ворсинки, которые задерживают пыль.
В – Сделайте глубокий вдох носом. Что вы почувствовали?
Д – Холодок.
В – Когда мы вдыхаем в нос попадает какой воздух?
Д – Холодный.
В – Еще раз глубоко вдохните носом, а выдохните на зеркало через рот. Что вы увидели?
Д - Зеркало запотело.
В – Почему зеркало запотело?
Д – Воздух в дыхательной системе нагревается, выходит теплый.
В – Какой сделаем вывод?
Вывод: в нос попадает холодный воздух, в дыхательной системе он
нагревается и выходит теплым.
В – Нос - это частичка дыхательной системы, вам интересно узнать, куда попадает воздух из носа.
Д – Да, интересно.
Теория строения дыхательной системы. Выводим на экран картину «Строение дыхательной системы».
В – Из носа воздух попадает в гортань, затем в трахею. Трахея это ребристая трубка, ее можем ощутить на ощупь. Трахея делится на два главных бронха: правый и левый, каждый из которых входит в соответствующее ему легкое. В легких бронхи разветвляются, образуя бронхиальное дерево.
В – Скажете, пожалуйста, как называется эта система.
Д – Дыхательная система.
В – Изучив строение дыхательной системы, старший лаборант Наталья Семеновна приглашает нас в лабораторию.
4. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
В – Чем занимаются в лаборатории?
Д – Различными исследованиями.
В – Назовите правила поведения в лаборатории?
С. Л. - Опыт «Шарики»
Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи выдоха.
- Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!
Опыт «Исследования»
- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.
-А сейчас выдохните резко и ощутите, как сжимается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.
Вывод: При вдыхании воздуха легкие расширяются, при выдыхании воздуха легкие сжимаются.
Опыт «Дыхание при нагрузке, спокойное дыхание»
С. Л. - Приглашаем одного ребенка и предлагаем ему прочитать стихотворение А. Барто «Наша Таня», затем предлагаем ему делать приседания и читать это же стихотворение.
Вывод: когда ребенок в спокойном состоянии – дыхание ровное, а при нагрузке затруднено.
Далее предлагаем детям пройти в лабораторию.
Опыт «Буря в стакане»
У каждого на столе стоит стакан с водой. Сейчас проверим, что длительность выдоха зависит от объёма лёгких. Для этого опустите трубочку в воду. Сделайте, пожалуйста короткий вдох и короткий выдох в трубочку. А теперь – длинный вдох и длительный выдох. А теперь длительный вдох, а выдох, как по ступенькам. Что вы наблюдали? Изменялось ли что-то?
Вывод: длительность выдоха зависит от объема, который мы вдохнули.
В - На этом наша работа в лаборатории закончена. Доктор благодарит старшего лаборанта и младших сотрудников. (Снимаем одежду и возвращаемся, откуда пришли).
В - Воспитатель: сейчас я хочу убедиться в том, что все вы знаете, как устроена наша дыхательная система. Для этого разбейтесь на пары и заполните схему деталями органов дыхания.
Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"
- А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.
Молодцы.
5. Осмысление
В – Что интересного и полезного мы сегодня сделали?
Удалось ли нам узнать, как работает дыхательная система?
Д – Да.
В – Что вам в этом помогло?
Д – Мы знаем, что воздух поступает в нос из носа в гортань, из гортани в трахею, затем в бронхи и легкие.
В – Какие знания и умения вам пригодились?
Я вами очень довольна! Вы большие молодцы! Хорошо справились с трудными задачами.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.