Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками по теме «Сравнение по длине»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа
Название конспекта: «Маша и ее друзья»
Тема: «Сравнение по длине»
Основные цели:
уточнить понимание слов “длинный” и “короткий”, закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексорногоного метода);
Темочки:
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до 4;
тренировать мыслительные операции анализ сравнения и аналогично, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
Демонстрационный: 1 кукла, 2 собаки, 4 ленточки разной длины и цвета;
Раздаточный: полоски разной длины и цвета, 7 матрешек.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о сравнении предметов по длине путем приложения. «Детская цель» - помочь Маше, завязать ее собачкам бантики. Новое знание – сравнение предметов по длине путем приложения. Затруднение ребенка – не могут выбрать длинную ленточку. Причина затруднения - не умеют сравнивать по длине. Способ преодоления затруднения - научились сравнивать предметы по длине путём приложения.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи:
мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Мы построим ровный круг
Справа друг и слева друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, а у вас есть друзья? (Да)
- А вы любите, когда друзья приходят к вам в гости? (Да)
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришла в гости девочка Маша со своими друзьями: Рексом и Шариком, но она немного грустная, потому что ее любимые собачки потеряли бантики. И Маша просит, что бы вы завязали собачкам новые бантики.
- Поможем Маше завязать новые бантики собачкам? (Да)
- А сможете? (Да)
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
актуализировать знания детей о способе сравнения двух предметов по длине.
Дети подходят к столу где находятся собачки;
Воспитатель:
- Сколько собачек, давайте посчитаем. (Одна собачка, две собачки)
- Сколько ленточек понадобится двум собачкам, чтобы завязать бантик? (Тоже две)
Педагог показывает детям две ленточки - длинную и короткую. Завязывает бант из длинной ленточки Рексу, а Шарику завязать бантик не удается.
Воспитатель:
- Никак не получается! Почему же мы не смогли завязать второй бантик?
В основном, дети отвечают правильно, что ленточка короткая.
- Какая ленточка нужна собачки? (Длинная)
Педагог предлагает детям выбрать для Шарика длинную ленточку.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
закрепить умение определять и называть свойства предметов, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение,развивать речь, воображение, логическое мышление;
Воспитатель: Дети, посмотрите у Маши еще есть две ленточки. Как вы думаете какая из этих ленточек нам подойдет?
- Как правило, дети правильно выбирают длинную ленточку.
- Педагог спрашивает у детей, а как вы узнали, что выбранная вами ленточка длиннее?
Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине.
- Смогли вы мне доказать, что эта ленточка длиннее других? (Нет)
- Как вы думаете, почему?
Педагог выслушивает ответы детей, после чего подводит итог.
- Вы не смогли объяснить, потому что не умеем сравнивать предметы по длине.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
сформировать представление об сравнении предметов по длине нескольких предметов способом приложения, развивать глазомер;
сформировать опыт, самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу как сравнивать ленточки по длине. И как узнать, какая ленточка длиннее?Я, приложу одну ленточку к другой, слева подровняю их края. (воспитатель показывает) Край синей ленточки выступает, значит она длиннее зеленой, а зеленая короче синей.
- Аня, покажи,какая ленточка длиннее. Проведи по ней пальчиком,а ты Костик, покажи, какая ленточка короче. Проведи по ней пальчиком. (воспитатель помогает остальным детям справиться с заданием)
- Молодцы!
- Теперь возьмем коричневую ленточку, приложим ее к зеленой, подровняем края слева и посмотрите какая ленточка короткая, а какая длинная? Дети говорят какая длинная, а какая короткая ленточка.
Педагог фиксирует вывод. Ребята давайте возьмем длинную ленточку и попробуем завязать бантик Шарику.
- Получилось завязать бантик? (Да)
- Да,у нас получилось,потому что мы научились сравнивать ленточки по длине.
Воспитатель:
- Теперь Маша предлагает нам поиграть. -
Физкультминутка:
Поднимает кукла руки
Вверх-вниз,вверх-вниз!
А потом она танцует
Покружились - покружились!
После танца всем ребятам
Поклонились - поклонились!
- Молодцы!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
закрепить умение считать по порядку,развивать воображение;
закрепить способ сравнения по длине приложением,тренировать мыслительные операции анализ и сравнение,умение решать общую задачу парой, развивать внимание, речь;
Воспитатель: Ребята, посмотрите Маша приготовила для нас еще и цветные полосочки. Перед вами цветные полосочки, это как будто дорожки. Как узнать какая дорожка длинее? (Сравнить)
- Правильно. Положите их по длине от самой длинной до самой короткой. Приложите дорожки одну к другой и подровняйте их края слева.
- Какого цвета дорожка длинее? (Красного)
- Проведите по ней пальчиком.
- А какого цвета дорожка короче? (Синего)
- Проведите по ней пальчиком, правой рукой, слева на право,вот так.
Педагог просит обратить внимание детей на матрешек - подружек Маши. Возьмите матрешку в правую руку, пусть матрешка погуляет по дорожкам.
- Какая дорожка длинее? Ведите по ней матрешку.
- А какая дорожка короче? Пусть матрешка по ней пройдет.
- Теперь, ребята, давайте посчитаем сколько у нас дорожек? (Одна, две, три, четыре дорожки)
- Правильно четыре. Вот какие у нас получились красивые, разноцветные дорожки.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха;
Воспитатель: Ребята, скажите, кому мы сегодня помогли? (Маше)
- Чем мы помогли Маше и ее друзьям? (Помогли завязать бантики ее собачкам)
- Получилось завязать бантик? (Да)
- А почему получилось? (Потому что научились сравнивать ленточки по длине)
Педагог хвалит детей и говорит, что теперь Маше с ее собачками пора возвращаться домой.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012 г.
- Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова: Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 л. Методические рекомендации. Часть 2. ФГОС ДО
- использованы ресурсы интернета.