Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Речевое развитие
Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Основные цели:
Воспитательные: Содействовать формированию положительных эмоций, сопереживанию главному герою.
Развивающие: Развивать монологическую речь.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно-следственных связей.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Содействовать развитию личностных качеств: наблюдательности, отзывчивости, воображения, находчивости.
Образовательные : Познакомить детей с рассказом Н. Калининой «Про снежный колобок». Учить понимать содержание рассказа.
Расширить знания: подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных, закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек, обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; формировать звуковую культуру речи, привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.
Дидактические материалы: презентация к рассказу «Снежный колобок», карточки с предметами одежды, комок снега на тарелочке, схемы для пересказа литературного произведения, Д\И «Чего не стало».
Оборудование: Проектор, ноутбук, доска
Краткая аннотация к работе: Через литературные произведения учить детей выражать в речи своё отношение к поступкам героев. Через использование опорных схем способствовать развитию монологической речи детей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире, развивать речь.
Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю дома, поля,
Зовут меня … (Зима)
В. Как вы догадались, что загадка о зиме?
В. Вы любите зиму?
Д. Да, любим.
В. Почему вы ее любите?
Д. Зимой бывает новый год.
2. Актуализация знаний и умений:
В. Как вы играете зимой?
Д. Катаемся на коньках, лыжах, ледянках, играем в снежки, снеговика лепим и т. д
В. Посмотрите, что у меня на блюдце?
Д. Снег.
В. Какого он цвета?
Д. Белого.
В. Снег кажется очень чистым, давайте рассмотрим его внимательно.
Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?
Д. Холодный.
Воспитатель кладёт на ладошку каждому ребёнку немного снега, и все наблюдают, что с ним происходит.
Затруднение в ситуации :
В. Куда же пропал снег из ваших рук?
Д. Он растаял.
В. Почему он растаял?
Д. Снег холодный, а руки тёплые.
В. Я его положу в блюдце, пусть пока полежит здесь. Назовите признаки зимы?
Д. Идет снег, вьюга, холод, сугробы, мороз, метель.
В. А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал И. Суриков. Хотите
его послушать?
Д. Хотим.
В. Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
В. Вам понравилось стихотворение?
В. Что сказано про снег, какой он?
Д. Белый, пушистый, серебристый, сверкающий.
В. Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег.
Пошли дети гулять. Они весело играли, лепили снежную бабу. Погода была солнечная, морозная и у детей было хорошее настроение. А как можно сказать по – другому, какие они были?
Д. Весёлые, радостные, довольные, смеющиеся…
В. Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение?
Д. Плохое.
В. Какие стали дети, как можно сказать по – другому?
Д. Огорчённые, печальные, растерянные, грустные…
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
"Открытие" нового знания (способа действия)
В. Мы сегодня с вами познакомимся с новым рассказом «Снежный колобок», а написала его Наталья Калинина.
Слушайте внимательно. (Чтение произведения без нацеливания на пересказ)
Показ презентации рассказа.
(Вопросно - ответная форма обсуждения произведения)
В. Где гуляли дети?
Д. Во дворе.
В. Какие они были?
Д. Радостные, веселые, довольные, смеющиеся.
В. Что слепил Алеша?
Какой получился у Алеши колобок?
Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот?
Куда вернулись ребята?
Что сделал Алеша?
Куда положил мальчик снежный колобок?
Что сделал Алеша, когда проснулся?
Что случилось со снежным колобком? Что осталось от снежного колобка? Куда он делся?
Что вам особенно понравилось в рассказе?
Включение нового знания в систему знаний и умений:
В. Скажите, из каких частей состоят рассказы?
Д. Начало, середина, конец.
Для пересказа вызвать троих детей. Предложить им договориться, кто начнёт рассказ, кто продолжит, а кто закончит.
В. Как вы думаете, почему дети так построились: Ангелина первая, Катя вторая,
Дамир третий?
Д. Потому что, Ангелина начнёт рассказ, Катя продолжит, а Дамир закончит.
Заслушиваются два пересказа.
В. А сейчас мы поиграем. Вы хотите играть? И ты Данил хочешь? Ребята, послушайте, какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по – разному: когда мы говорим об одном человеке и когда о многих. Об одном мы скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Снежинки» Физминутка
Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома, (Руки над головой, в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают руки и медленно опускают.)
Дворник улицу метёт, (Покачивают опущенными руками влево – вправо.)
Мы катаемся на санках, (Изображают катание)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом)
Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками как при ходьбе на лыжах)
И играем все в снежки. (Выполняют движения как при метании)
В. Отгадайте загадку. Шерстяная, вязаная, тёплая, маленькая – это носок или варежка?
Д. Варежка.
В. Правильно, варежка – шерстяная, а носок….
Д. Шерстяной.
Игра «Чего не стало?»
Воспитатель привлекает внимание детей к карточкам с изображением предметов одежды, затем закрывает карточки и убирает одну из них, например, носки. Спрашивает, чего не стало? После каждого правильного ответа подтверждает: «Правильно, не стало носков (шарфиков и т. д.)»
В. Ребята, а где же мой снежный колобок? Посмотрите, что у нас с вами на тарелке?
Д. Снег начал таять.
В. А почему?
Д. Так как в нашей группе тепло!
Осмысление:
В. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? С каким рассказом познакомились?
Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо справились с заданием.
В. А теперь мы с вами пойдем гулять и попробуем все вместе слепить из снега большого снеговика.
Комментарии к сценарию: в данной образовательной ситуации использовались схемы придуманные и нарисованы мной. Данная тема использована на занятии в середине года. На занятии используется исследовательская деятельность со снегом (в начале занятия дети берут в руки снег и выясняют, почему он тает в ладошках, затем кладут его на тарелочку и в конце занятия видят, что снег растаял, потому что в группе тепло). Дети в течение года пересказывают рассказы с помощью схем, это способствует развитию внимания, мышления, наблюдательности, связной речи. С помощью таких схем дети пересказывают большие по объёмы рассказы близко к тексту.