Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Как зайчик менял шубку»
▼ Скачать
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Возрастная группа: Средняя группа
Тема: «Как зайчик менял шубу»
Основные цели: продолжать знакомить детей с жизнью животных в зимних условиях; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных.
Дидактические материалы: бумажные следы зайца, кора дерева, мех (вата, бумажные комки двух цветов, игрушка кролика.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Как зайчик менял шубку“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей среднего дошкольного возраста с процессом линьки зайца в условиях дикой природы, закрепляет ранее полученные знания об условиях обитания дикого зайца.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
- Ребята, какое время года сейчас идет?
- Вы любите зиму?
- За, что вы любите зиму?
- Кому из вас нравится гулять по зимнему лесу?
- А что можно увидеть только в зимнем лесу?
- Деревья, снег, животных (воспитатель выслушивает все ответы детей).
- А что могут оставлять животные на снегу? (Следы).
- Чьи следы можно увидеть на снегу. (Воспитатель выслушивает все ответы детей).
- Закройте глаза и приготовьтесь к волшебству. Сейчас мы с вами окажемся в зимнем лесу, раз, два, три - волшебство произойди.
- Ребята, будьте внимательны, ищите следы. (Дети находят следы)
- А вот и первые следы. Вы знаете, чьи они? (Зайчика, кролика). Давайте посмотрим, куда они нас приведут (дети вместе с воспитателем приходят в изостудию).
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (кролик).
(Воспитатель говорит за Кролика измененным голосом) «Здравствуйте, ребята. Я приехал к своему двоюродному брату - Зайцу. И был очень удивлен, что Зайчик поменял цвет свое шубки. Я не знаю, как он это сделал. Помогите мне узнать».
2. Актуализация
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о подготовке лесных животных к зиме.
– Ребята, для чего Зайчик поменял свою серую шубку на белую? (защита от врагов - на белом снегу зайчика будет невидно; зимняя шубка теплее летней).
-Дети, а у зайчика есть враги в лесу?
Дидактическая игра «Кого боится зайчик?» (игра проводится на интерактивной доске)
Цель: закрепить знания детей о диких животных, которые представляют угрозу для зайцев.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- Дети, а как же зайчик меняет свою шубку? Может она у него на молнии? Или у зайчика есть гардероб летней и зимней одежды? (воспитатель выслушивает все варианты детей).
- У вас очень интересные ответы. Но в лесу нет магазинов.
- Смогли мы ответить на вопрос?
- Почему не смогли? (мы не знаем, как зайчик меняет шубку).
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
- А как мы можем это узнать?
Дети:
- Спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в Интернете, спросить у волшебного экрана.
- Никто не знает, как зайчик меняет шубку, книг, энциклопедий и Интернета у нас нет. Что же делать?
Дети:
- Спросить у волшебного экрана.
Воспитатель:
- Давайте спросим у волшебного экрана. (Воспитатель показывает видеофрагмент, как зайчик линяет. После просмотра видео, воспитатель объясняет детям увиденное, если они затрудняются).
- Ребятки звери не покупают себе шубки в магазине и не снимают их с помощью молнии. Шубка у зверей вырастает сама. Из-под старого меха вырастает новый пушистый и тёплый мех – этот процесс смены меха называется линькой. А чтобы избавиться от старого меха, животные трутся о кору дерева и на коре остаются ворсинки и клочки старого меха.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактическая задача: закрепить знания о том, как зайчик меняет шубку, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
- Хотите проверить через опыт, как у зайчика происходит линька?
Опыт «Как зайчик меняет шубку»
-Посмотрите, что я нашла в лесу. (кора дерева)
- Возьмите в руки кору дерева и потрогайте ее. Какая кора на ощупь? (неровная).
- Она везде одинаковая? И спереди и сзади?
- А теперь, возьмите кусочки меха (ватные диски) и потрите их об кору дерева.
- Посмотрите на кору, что вы видите на ней? (ворсинки, шерсть)
-Правильно. На шершавой стороне коры остаются старые ворсинки меха.
- Ребята, расскажите Кролику, как Зайчик меняет шубку (дети рассказывают Кролику про линьку). Кролик вам очень благодарен за то, что вы рассказали ему про линьку.
- Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Раз-два-три волшебство произойди.
6. Осмысление.
Дидактическая задача: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.
- Ребята, где мы сегодня были? (в лесу). Кому помогли? Что нового узнали? (Узнали, что зайчик линяет. И для этого он чешется своей шубкой об кору деревьев).
Рефлексия «Снежный ком».
Те дети, которые на занятии узнали, что-то новое возьмите белый комок снега (ком бумаги). А ребята, которые ничего нового не узнали, возьмите серый комок снега.
Комментарий к сценарию: Данная тема «Как зайчик менял шубку» является одной из тем календарного и перспективного планирования по познавательному развитию (окружающий мир) и соответствует задачам среднего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».
Литература:
Интернет ресурсы – видео линьки зайца «Прощание с зимой»
https://www.youtube.com/watch?v=fmPNugyrGNw