Лариса Хорошева
Образовательная робототехника как средство развития универсальных учебных действий
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая технология
«Образовательная робототехника как средство развития
универсальных учебных действий»
Автор: Хорошева Лариса Анатольевна,
педагог-психолог
«Развиваться, развиваться и еще раз развиваться»
А. Г. Асмолов
Публикация «Образовательная робототехника как средство развития универсальных учебных действий» размещена в разделах
Образовательная робототехника – новая технология, основанная на использовании конструкторов, имеющих возможность программирования.
В настоящее время в мире происходят перемены, требующие уско-ренного совершенствования образовательного пространства. Современное общество запрашивает человека способного учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Вот почему проблема самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, приоритетна. Большие возможности для этого представляет образовательная робототехника.
Найти место в структуре образовательного процесса обучению основам робототехники задача новая и сложная. Данная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО и не ограничивает детей в выборе профессии и не сузит общеобразовательную подготовку.
Работа с конструкторами создает условия для формирования целе-полагания и произвольной организации деятельности детей, развивает способность к длительным волевым усилиям. Она обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способность систематизировать информацию. Кроме того, занятия с конструкторами связаны с развитием способности к планированию, целеполаганию и оцениванию своей деятельности. А главное то, что конструирование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт, а развитие универсальных учебных действий.
Актуальность и социальная значимость
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образова-тельных стандартов становится реализация развивающего потенциала об-щего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обес-печение развития универсальных учебных действий. В широком значении это означает способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Одним из таких методов стала образовательная робототехника.
Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая ка-жется невозможной без высококвалифицированных кадров для промыш-ленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства.
Постановка проблемы
В нашем детском саду в конце учебного года проводится психологический мониторинг готовности детей к школе, по итогам которого выявлены следующие проблемы:
- ярко выраженные индивидуалистические, «анти-кооперативные» тенденции, склонность работать, просто не обращая внимания на партнера;
- низкая целенаправленность деятельности и неумение удерживать инструкцию до конца;
- дети не умеют строить понятные для партнера высказывания, не умеют задавать вопросы;
- плохо владеют планирующей и регулирующей функциями речи.
Учитывая выявленные проблемы, определено основное направление деятельности – научить детей эффективно работать в парах и мини-группах, следовать инструкции, создавать алгоритмы, строить высказывания и планировать свою деятельность. Все это можно замечательно реализовать через образовательную робототехнику. Здесь используются компьютерные технологии, которые так привлекают современных детей. В работах отечественных ученых подчеркивается мысль о том, что современные дети обращены к технологиям с ранних лет. Из 370 опрошенных семей с детьми от 6 мес. До 4 лет, у 97% - дома есть телевизор, у 83% - планшеты, у 77 – смартфоны и у 59 – доступ к сети Интернет. Современные технологии позволяют идти «в ногу со временем» и развить универсальные учебные действия.
Основной целью работы педагога-психолога по данной технологии, является формирование у старших дошкольников универсальных учебных действий посредством внедрения образовательной робототехники.
Этапы реализации инновационной деятельности по образовательной робототехнике :
I этап – подготовительный. Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-исследовательскую, методиче-скую литературу, интернет – ресурсы по данной проблеме; подоб-рать программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный и раздаточный материал;
2. Осуществить планирование предстоящей деятельности, направлен-ной на реализацию инновационной деятельности;
3. Создать развивающую среду.
II этап – основной. Задачи:
1. Создать условия, способствующие стимулированию развития УУД через организацию совместной деятельности с детьми старшего до-школьного возраста;
2. Повысить квалификацию, профессиональную компетентность педа-гогов, через разные формы мероприятий (специально организован-ные курсы, доклады на педагогических советах, групповые и инди-видуальные консультации для педагогов) в рамках эксперименталь-ной деятельности;
3. Организовать партнерскую деятельность педагога, детей и родите-лей через проектную деятельность.
4. Наладить взаимодействие с социальными партнерами.
III этап – завершающий. Задачи:
1. Проанализировать эффективность инновационной деятельности;
2. Организовать совместные выставки;
3. Организовать участие в конкурсах.
На подготовительном этапе, для реализации инновационной дея-тельности, в детском саду создана творческая группа. Все педагоги про-шли обучение на курсах повышения квалификации по образовательной робототехнике в региональном проектном центре содействия распространению знаний в области социально-экономических и информационных технологий и в ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет».
Реализация экспериментальной деятельности по образовательной робототехнике, подразумевает новые подходы в организации предметно-развивающей среды. Организация инновационной – техносреды опирается на социо-игровую технологию. Основная идея заключается в организации предметно-развивающей среды, в которой ребё нок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Детский сад приобрел разнообразные конструкторы : Lego Duplo «Математический поезд», Lego Duplo«Cafe», Lego «Построй свою исто-рию», Lego классический, Lego WeDo 2.0, Lego «Простые механизмы» и OX-EYED Robots, Lego «Общественный и муниципальный транспорт», электронный конструктор «Знаток». Роль педагогов состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать образовательную среду, и направить ребёнка к познанию и творчеству.
Для систематизации работы мы составили перспективный план ме-тодической работы на 3 года.
В соответствии с планом в области технического творчества в своем учреждении, мы разработали перспективные планы, комплексы занятий, педагогические проекты, программы и картотеки игр по ЛЕГО-конструированию. Мы принимаем активное участие в окружных творче-ских методических объединениях, делимся опытом с коллегами на мастер-классах, организуем фестивали и конкурсы.
Образовательная деятельность со старшими дошкольниками направлена на интеграцию образовательных областей и стимулирует раз-витие УУД, обеспечивающие готовность детей к непрерывному образованию. Основные формы деятельности: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая и коррекционная.
В рамках коррекционной работы, дети с ОВЗ занимаются ЛЕГО-конструированием и принимают участие в проектной деятельности.
Проектная деятельность
Проектная деятельность с Лего-конструированием формирует у детей умение представить свой проект, сохранять заданную цель, умение видеть результат своей деятельности, умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, умение оценивать правильность выполнения задания.
Хотелось бы подчеркнуть важную роль в развитии коммуникатив-ного аспекта. Проектная деятельность развивает у детей : умение устанав-ливать контакты со сверстниками и взрослыми, умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение организовывать совместную деятельность в парах, подгруппе и в коллективе, умение вести монолог, отвечать на вопросы, владение невербальными средствами общения.
В широком смысле проектная деятельность с использованием ЛЕГО-конструирования позволяет:
• стимулировать интерес и любознательность;
• развивать интерес к решению проблемных ситуаций;
• умение исследовать проблему;
• анализировать имеющиеся ресурсы;
• выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;
• расширять активный словарный запас, новыми техническими терминами;
• развивать пространственное и техническое мышление;
• развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
• развивать потребность экспериментировать в процессе проектирова-ния, используя приобретенные ранее знания;
• использовать новые информационные технологии в совместной и са-мостоятельной деятельности;
• ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже из-вестного.
Наши дети участвовали в таких проектах, как:
• 1. Проект «Давайте поиграем в футбол»
• 2. Проект «Мега-робот-помоготор»
• 3. Проект «Ледовый дворец»
• 4. Проект «Город моей мечты»
• 5. Проект «Рыбоводная артель»
• 6. Проект «Робот-спасатель»
• 7. Проект «Робот-секретарь»
• 8. Проект «Робот-снегоуборщик»
• 9. Проект «Робот-секретарь»
• 10. Проект «Робот для чистки бассейнов»
• 11. Проект «Эко-мобиль»
• 12. Проект «Нано-мобиль»
• 13. Проект «Исследование луны»
• 14. Проект «Дома для сказочных героев»
Свои проекты дети представляют на конкурсах
различного уровня.
Формы работы с родителями и социальными партнерами
В период подготовки совместных мероприятий вместе с педагогами детского сада активную роль играют родители. Активные формы работы позволяют родителям получать информацию о развитии ребенка, видеть образовательные результаты и в дальнейшем использовать полученные задания в домашней обстановке.
Сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы способ-ствует повышению компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей работы по подготовке детей дошкольного возраста к школе.
В работе с родителями, я использовала:
- круглый стол «Универсальные учебные действия»;
- мастер-классы «Лучший папа» и «STEAM технологии – как уни-версальный инструмент развития УУД»;
- акции «Выходной день вместе»;
- интерактивные выставки «Конструируем вместе»;
- памятки для родителей о том, как с ребенком организовать работу с конструктором;
- информационные стенды: устная и письменная информация, оформление информационных стендов: «Конструируем вместе», «Копилка полезных советов» и др.
Мы стараемся решать имеющиеся проблемы в воспитании, образова-нии, социализации детей и являемся открытой системой. Для этого мы продумываем взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами. Для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ – мы проводим экскурсии, поездки и походы.
Для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий, мы устраиваем встречи с интересными людьми.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. С 2013 года мы сотрудничаем с «Центральной библиотекой семейного чтения», сотрудничаем с муниципальным унитарным предприятием г. о. Чапаевск «УБГ». В 2017 году подписали соглашение с региональным проектным центром содействия и распространения знаний в области социально-экономический и информационных технологий «ИнСила-PRO». Успешно сотрудничаем с компанией «Технопарк». Кроме этого сотрудничаем с учреждениями культуры и спорта.
Ожидаемые результаты реализации ЛЕГО технологии
Результатом реализации технологии является развитие универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста:
• сформированы действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности или общению;
• умеют слушать и вступать в диалог;
• участвуют в коллективном обсуждении проблем, интегрируются в группы, умеют строить продуктивное взаимодействие и сотрудничест-во со сверстниками и взрослыми;
• сформированы логические действия, умеют анализировать объект, вы-делять общие признаки;
• сформировано умение применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• сформировано: целеполагание, планирование, прогнозирование, кон-троль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция;
• умеют соотносить поступки и события с общепринятыми этическими принципами, знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения;
• ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.
Оценка результатов деятельности
Для оценки отношения уровня чертежу развития сессияуниверсальных недостаточной учебных показы действий целеполагания у столетие детей новой старшего знаний д одино расскажишкольного образовании возраста, я использовала неуспеха набор психодиаг-ностических методик.
Таблица психодиагностических методик для определения уровня развития универсальных учебных действий
Компоненты УУД Методики
Личностные УУД 1. Беседа о школе (модифицирован-ная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина)
2. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
(индивидуальная беседа)
3. Определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова)
Познавательные и регулятивные УУД 1. Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер
2. Тест Тулуз-Пьерона
3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена
Коммуникативные УУД 1.«Расскажи» 5 субтест из методики психолого-педагогической диагно-стики познавательного развития 6-7 лет Стребелевой Е. А.
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошко-льного образования делают неправомерными требования от ребенка кон-кретных образовательных достижений. Поэтому результаты эффективно-сти реализации образовательной робототехники представлены в виде достижений детей. В 2017 году наши дети приняли участие во Всероссийском открытом заочном робототехническом форуме «ИКаРенок без границ» в г. Москва с проектом «Город моей мечты» и заняли 1 место. В 2018г. мы стали победителями Всероссийского открытого заочного робототехнического форума «ИКаРенок без границ» в г. Москва с опытом работы «Садик Мастеров» в номинации «Уникальными рождаются, талантливыми становятся», получили золотую медаль в международном конкурсе «Методика 2018» г. Новосибирск. Заняли 1 место в окружном конкурсе профессионального мастерства «Лидер образования» в номинации «Исследовательская деятельность и техническое творчество»- 2018г.
Наши дети заняли призовые места в окружном конкурсе проектной деятельности «Рукотворные шедевры» в номинации «Робот и футбол»- 2018г., в окружном конкурсе «Мой проект – 2018» и в окружном робототехническом конкурсе «РобоМир».
Заключение
На мой взгляд, использование робототехники как универсального средства обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов развития универсальных учебных действий. Так как конструирование способствует возможности интегрировать содержание образовательных областей, что обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов.
Таким образом, в ходе совместно проделанной работы у детей значительно вырос уровень развития универсальных учебных действий, повысился познавательный интерес, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности в сфере образовательной робототехники, родители стали верными помощниками педагогов.
Мы надеемся, что целенаправленная работа в области развития технического творчества, даст свои плоды в будущем, и ребенок, став по-старше, уже будет целенаправленно изучать то, что познал в детстве. Од-ним из путей познания является практическое выполнение работы. Полу-чение собственного творческого продукта особенно радует ребенка. Ребе-нок творец! Что может быть выше, чем радость собственного достиже-ния!
Данная образовательная технология может быть успешно исполь-зована педагогами в работе с воспитанниками детского сада. Мотивирую-щие и развивающие факторы данной технологии: актуальность, полное соответствие возрастному и интеллектуальному развитию указанной категории детей. Актуальным вопросом внедрения ЛЕГО-технологии является дальнейшая систематизация собранного материала и накопленного практического опыта, а также теоретизация принципов отбора и построения материала для данной сферы психолого-педагогической деятельности.
Дальнейшая реализация инновационной деятельности позволит продолжить работу по развитию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной робототехники.
Список литературы
1. Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.
2. Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А. А.
3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. : Наука, 2010.
Интернет-ресурсы:
1.https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-kak-sostavlyayuschaya-inzhenerno-tehnicheskogo-obrazovaniya
2.https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnedreniya-robototehniki-v-obrazovatelnyy-protsess.