Анна Любивая
Образовательная программа ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа ДОУ
Администрация Ермаковского района Красноярского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ойский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Образовательная программа ДОУ» размещена в разделах
Основная образовательная программа МБДОУ «Ойский детский сад» разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ» (29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1 3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013г. № 26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и её объему, условиям ее реализации, результатам освоения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014 (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
В соответствии с локальными документами по организации работы МБДОУ «Ойский детский сад» :
- Уставом МБДОУ «Ойский детский сад».
- Приказом о творческой группе.
- Положением о творческой группе по введению ФГОС.
1.1. 1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель реализации основной образовательной программы ДОО определена в соответствии с ФГОС дошкольного образования :
развитие личности детей в различных видах деятельности и общения с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Образовательная программа направлена на решение следующих задач:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности, разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) развитие интересов детей с учётом их способностей, запросов семьи, возможностей и традиций педагогического коллектива;
11) обеспечение обогащённого художественно-эстетического развития детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы формирования Программы :
1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьёй;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учёт этнокультурной ситуации развития детей;
10. интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
11. комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Подходы к формированию Программы, применяемые в организации:
- личностно-ориентированный (предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности);
- деятельностный (связан с организацией целенаправленной деятельности в в контексте образовательного процесса);
- аксиологический (организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, в процессе реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников; этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов, парциальных программ, технологий, направленных на формирование общей культуры личности ребёнка, этических отношений и т. д. ;
- компетентностный (формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач - основной результат образовательной деятельности);
- культурологический (содержание дошкольного образования рассматривается как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка);
- полихудожественный (каждый ребёнок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества).
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Специфика климатических условий детского сада для осуществления образовательного процесса.
Внешние условия
Особенности Природно-климатические и экологические
Характеристика региона (муниципалитета) Посёлок расположен в восточном районе Сибири, где в зимний период характерны сильные ветра и низкий температурный режим
Посёлок расположен в восточном районе Сибири, где в зимний период характерны сильные ветра и низкий температурный режим
Выводы и рекомендации При планировании образовательного процесса необходимо внести коррективы в организацию физкультурно-оздоровительной работы.
С учетом погодных особенностей поселка Ойский Ермаковского района, в зимний период, при низкой температуре воздуха, родителям разрешается оставлять ребенка дома по предварительному предупреждению администрации детского сада. При низкой температуре прогулки, предусмотренные режимом дня, не проводятся, часы, отведенные на прогулку, заполняются самостоятельной деятельностью детей и наблюдениями за погодой из окна.
Большую роль в развитии личности детей дошкольного возраста играет организация взаимодействия взрослого и ребёнка в тех видах деятельности, которые признаются ведущими для определё нного возрастного этапа:
• в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
• в раннем возрасте (1-3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
• для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др. ,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах,
- двигательная (овладение основными движениями,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материала.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Характеристика возрастных психофизических особенностей детей представлена в Приложении 1.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры как планируемые результаты освоения образовательной программы ДОО
Результаты освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые характеризуют собой социально-нормативные возрастные особенности возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Физическое развитие:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные);
- в двигательной деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость;
- ребенок сознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом;
- проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного, стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях;
- проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта;
- имеет начальные представления о некоторых видах спорта;
- имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья;
- ребёнок способен оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).
Социально-коммуникативное развитие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Познавательное развитие:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами;
- проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходство;
- может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени;
- проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны;
- рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее;
- проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира;
- знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны;
- имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.
Планируемые результаты в части программы, формируемой участниками образовательных отношений :
- расширение кругозора;
- развитие сенсорики и наблюдательности;
- дети умеют устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы;
- умеют пользоваться разными формами речи – диалог, описание, объяснение, рассказ;
- умеют видеть красоту в любых естественных проявлениях искусства (музыке, поэзии, живописи, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности;
- практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Речевое развитие:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи;
- правильно передаёт слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользуется в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ; элементарными навыками пересказа, навыками диалогической речи; словообразования : продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных, от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных существительных и пр. ;
- грамматически правильно оформляет свою речь в соответствии с нормами языка;
- использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т. д.);
- владеет элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
-в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Планируемые результаты в части программы, формируемой участниками образовательных отношений :
- расширение кругозора;
- развитие сенсорики и наблюдательности;
- дети умеют устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы;
- умеют пользоваться разными формами речи – диалог, описание, объяснение, рассказ;
- умеют видеть красоту в любых естественных проявлениях искусства (музыке, поэзии, живописи, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности;
- практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Художественно-эстетическое развитие:
-ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
- ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
- проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;
- узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
- экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;
-демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;
-адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми;
- ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать;
- обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения;
- называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся;
- знает фамилии 4—5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества;
- воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, выражает свое отношение к героям и идее;
- творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально - игровой деятельности на основе художественных текстов;
- развита культура слушательского восприятия;
- ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями;
- музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;
- проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках;
- проявляет интерес к театрализации.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В рамках реализации индивидуального образовательного маршрута оценивается динамика развития ребёнка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в Приложении 3.