Елена Калмыкова
Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ведёт по жизни музыка!
Да, да, конечно, музыка!
Прекраснейшая музыка!
Обычные семь нот.
Дополнительная образовательная программа «Музыкальный театр» («Домисолька») относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей „Музыкальный театр Домисолька“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Краткая характеристика учебного курса:
Программа разработана в соответствии с требованиями возрастной психологии детей, с учётом их индивидуальных особенностей и способностей, в соответствии с документом: «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [18]. Рассчитана программа на детей младшего школьного возраста (7-8 лет).
Цель программы – формирование музыкальной и нравственной культуры ребенка как части духовной культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к театральному искусству; воспитание основ зрительской культуры учащихся и развитие навыков театрально-исполнительской деятельности; желание заниматься и участвовать в театральных постановках; совершенствовать навыки коллективной творческой работы; ответственно и уважительно относиться к совместной работе над спектаклем, проявляя контактность, доброжелательность, взаимовыручку, вежливость по отношению к воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Развивающие: развить двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память, внимание, творческое мышление и творческое воображение (способность к пластической импровизации). Развивать певческий голос и правильное дыхание; развивать пластическую выразительность (ритмичность, пластичность, быстроту реакции, координацию движения). Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных спектаклей.
Образовательные : знакомство с историей и развитием музыкального театрального искусства : развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах музыкального театрального искусства; накопление знаний о музыкальном театре; сформировать умения и навыки в области музыкальной грамоты; организовать музыкально-театральную деятельность, включающую в себя - актерское мастерство, сценическую речь, вокально-хоровую работу, занятия танцем; сформировать умения и навыки в области организации и проведения театрально-зрелищного мероприятия.
Оздоровительные: укреплять и поддерживать здоровье детей через оздоровительную функцию творчества.
• Программа позволяет доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, в музыкальном спектакле реализовывать потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
• Программа даёт возможность детям перевоплотиться из учеников в режиссёра, актёра, зрителя, поверить в свои силы, побороть застенчивость и наоборот чрезмерную активность.
Принципы построения программы
• Принцип последовательности (от простого к сложному);
• Принцип доступности;
• Принцип активной деятельности учащихся;
• Принцип гуманистической направленности;
• Принцип интеграции (музыки, слова, хореографии, сценического действа, изобразительного искусства).
• Педагогические принципы
Автор программы опирается в своей работе на следующие музыкально-педагогические принципы :
• 1. Музыкальное сопровождение вокальных номеров, танцев и спектаклей в репетиционном периоде и во время выступлений должно быть «живым», т. е. не допускается использование минусовых и плюсовых фонограмм (кроме специальных звуковых эффектов). Так как записанная фонограмма не дает творческой свободы исполнения и зажимает молодого артиста в жесткие временные рамки.
• 2. Предлагаемая оценочная шкала имеет только позитивную направленность. Отсутствие негативных оценок (неудовлетворительно, плохо, очень плохо) способствует формированию благоприятной среды в процессе обучения, формирует мотивацию к деятельности у учащихся, помогает формированию навыков социальной адаптации.
• 3. Музыкальное обучение в основном курсе программы следует осуществлять средствами альтернативных неписьменных систем нотации, что позволяет активно развивать все виды памяти и ее объем.
• 4. Музыкальный, стихотворный и театрально-сценический репертуар не должен быть завышенным и заниженным, а строго соответствовать возрасту и психофизического развития детей.
Срок реализации программы : 1 год.
Виды деятельности на занятиях.
В данной образовательной программе используются такие виды деятельности как беседа, чтение и просмотр сказок, слушание музыкального произведения и создание его пластического образа, творческие игры и этюды, музыкально-пластические этюды, постановка танцев, творческие обсуждения, уроки сценической и музыкальной грамоты; вокально-хоровая работа; игра на детских шумовых инструмента, репетиция.
Формы организации деятельности (в соответствии с задачами занятия и характера репетиций)
• Индивидуальная форма (работа над партиями);
• Групповая форма (работа в ансамбле);
• Коллективная форма (работа над хоровыми номерами);
• Домашняя работа;
• Показы спектаклей (на школьных праздниках, фестивале).
Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю (во второй половине дня) продолжительностью 2 часа. После каждого часа – перерыв для отдыха и проветривания помещения - 15 мин.
Количество учащихся – 28 человек.
Возраст учащихся – 7-8 лет.
Принцип формирования групп.
Группа формируется из детей, достигших семилетнего возраста и поступивших на обучение в младшую общеобразовательную школу, независимо от наличия музыкальных способностей. Определяющим фактором является активное желание ребенка и письменное заявление родителей.
Все дети проходят прослушивание, где определяется и фиксируется: музыкальный слух, вокальные данные, чувство ритма, память и внимание, что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребенка.
Программа содержит следующие разделы:
– Театральное искусство (основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения);
– Музыкальное искусство (ансамблевое и сольное вокальное исполнительство, хоровое пение, основы танца);
– Сценический практикум (постановка музыкальных спектаклей, выступления, просмотр спектаклей).
План занятия:
- разминка (упражнения, этюды по сценической речи, мимике, пантомимике и др.) - 15 мин.,
- творческие задания (на заданную тему) – 10 мин.,
- дыхательная гимнастика – 5 мин.
- распевание – 5 мин,
- репетиции по плану – 1 час 10 мин.
Исходя из задач занятия, время на репетиции индивидуальные и групповые может увеличиваться.
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий ребё нок:
Знает:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
с чего зародился театр
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
об элементарных технических средствах сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
направлять свою фантазию по заданному руслу
образно мыслить
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
общения с партнером
элементарного актёрского мастерства
образного восприятия окружающего мира
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
коллективного творчества
Критерии оценки детей
• Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
• Дети с увлечением импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
• Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
• Дети – раскованные, владеющие запасом движений. Обладают эмоциональной отзывчивостью на музыку, хорошо ориентируются в пространстве.
• Прочное запоминание текста.
• Интенсивное языковое развитие.
• Умение самостоятельно сыграть свою роль.
Оценка уровня обучения