Елена Калмыкова
Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька»
Пояснительная записка
Ведёт по жизни музыка!
Да, да, конечно, музыка!
Прекраснейшая музыка!
Обычные семь нот.
Дополнительная образовательная программа «Музыкальный театр» («Домисолька») относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей „Музыкальный театр Домисолька“» размещена в разделах
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Краткая характеристика учебного курса:
Программа разработана в соответствии с требованиями возрастной психологии детей, с учётом их индивидуальных особенностей и способностей, в соответствии с документом: «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [18]. Рассчитана программа на детей младшего школьного возраста (7-8 лет).
Цель программы – формирование музыкальной и нравственной культуры ребенка как части духовной культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к театральному искусству; воспитание основ зрительской культуры учащихся и развитие навыков театрально-исполнительской деятельности; желание заниматься и участвовать в театральных постановках; совершенствовать навыки коллективной творческой работы; ответственно и уважительно относиться к совместной работе над спектаклем, проявляя контактность, доброжелательность, взаимовыручку, вежливость по отношению к воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Развивающие: развить двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память, внимание, творческое мышление и творческое воображение (способность к пластической импровизации). Развивать певческий голос и правильное дыхание; развивать пластическую выразительность (ритмичность, пластичность, быстроту реакции, координацию движения). Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных спектаклей.
Образовательные : знакомство с историей и развитием музыкального театрального искусства : развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах музыкального театрального искусства; накопление знаний о музыкальном театре; сформировать умения и навыки в области музыкальной грамоты; организовать музыкально-театральную деятельность, включающую в себя - актерское мастерство, сценическую речь, вокально-хоровую работу, занятия танцем; сформировать умения и навыки в области организации и проведения театрально-зрелищного мероприятия.
Оздоровительные: укреплять и поддерживать здоровье детей через оздоровительную функцию творчества.
• Программа позволяет доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, в музыкальном спектакле реализовывать потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
• Программа даёт возможность детям перевоплотиться из учеников в режиссёра, актёра, зрителя, поверить в свои силы, побороть застенчивость и наоборот чрезмерную активность.
Принципы построения программы
• Принцип последовательности (от простого к сложному);
• Принцип доступности;
• Принцип активной деятельности учащихся;
• Принцип гуманистической направленности;
• Принцип интеграции (музыки, слова, хореографии, сценического действа, изобразительного искусства).
• Педагогические принципы
Автор программы опирается в своей работе на следующие музыкально-педагогические принципы :
• 1. Музыкальное сопровождение вокальных номеров, танцев и спектаклей в репетиционном периоде и во время выступлений должно быть «живым», т. е. не допускается использование минусовых и плюсовых фонограмм (кроме специальных звуковых эффектов). Так как записанная фонограмма не дает творческой свободы исполнения и зажимает молодого артиста в жесткие временные рамки.
• 2. Предлагаемая оценочная шкала имеет только позитивную направленность. Отсутствие негативных оценок (неудовлетворительно, плохо, очень плохо) способствует формированию благоприятной среды в процессе обучения, формирует мотивацию к деятельности у учащихся, помогает формированию навыков социальной адаптации.
• 3. Музыкальное обучение в основном курсе программы следует осуществлять средствами альтернативных неписьменных систем нотации, что позволяет активно развивать все виды памяти и ее объем.
• 4. Музыкальный, стихотворный и театрально-сценический репертуар не должен быть завышенным и заниженным, а строго соответствовать возрасту и психофизического развития детей.
Срок реализации программы : 1 год.
Виды деятельности на занятиях.
В данной образовательной программе используются такие виды деятельности как беседа, чтение и просмотр сказок, слушание музыкального произведения и создание его пластического образа, творческие игры и этюды, музыкально-пластические этюды, постановка танцев, творческие обсуждения, уроки сценической и музыкальной грамоты; вокально-хоровая работа; игра на детских шумовых инструмента, репетиция.
Формы организации деятельности (в соответствии с задачами занятия и характера репетиций)
• Индивидуальная форма (работа над партиями);
• Групповая форма (работа в ансамбле);
• Коллективная форма (работа над хоровыми номерами);
• Домашняя работа;
• Показы спектаклей (на школьных праздниках, фестивале).
Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю (во второй половине дня) продолжительностью 2 часа. После каждого часа – перерыв для отдыха и проветривания помещения - 15 мин.
Количество учащихся – 28 человек.
Возраст учащихся – 7-8 лет.
Принцип формирования групп.
Группа формируется из детей, достигших семилетнего возраста и поступивших на обучение в младшую общеобразовательную школу, независимо от наличия музыкальных способностей. Определяющим фактором является активное желание ребенка и письменное заявление родителей.
Все дети проходят прослушивание, где определяется и фиксируется: музыкальный слух, вокальные данные, чувство ритма, память и внимание, что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребенка.
Программа содержит следующие разделы:
– Театральное искусство (основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения);
– Музыкальное искусство (ансамблевое и сольное вокальное исполнительство, хоровое пение, основы танца);
– Сценический практикум (постановка музыкальных спектаклей, выступления, просмотр спектаклей).
План занятия:
- разминка (упражнения, этюды по сценической речи, мимике, пантомимике и др.) - 15 мин.,
- творческие задания (на заданную тему) – 10 мин.,
- дыхательная гимнастика – 5 мин.
- распевание – 5 мин,
- репетиции по плану – 1 час 10 мин.
Исходя из задач занятия, время на репетиции индивидуальные и групповые может увеличиваться.
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий ребё нок:
Знает:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
с чего зародился театр
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
об элементарных технических средствах сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
направлять свою фантазию по заданному руслу
образно мыслить
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
общения с партнером
элементарного актёрского мастерства
образного восприятия окружающего мира
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
коллективного творчества
Критерии оценки детей
• Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
• Дети с увлечением импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
• Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
• Дети – раскованные, владеющие запасом движений. Обладают эмоциональной отзывчивостью на музыку, хорошо ориентируются в пространстве.
• Прочное запоминание текста.
• Интенсивное языковое развитие.
• Умение самостоятельно сыграть свою роль.
Оценка уровня обучения