светлана камаева
План-программа творческой мастерской «Цветные ладошки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
План - программа является профессиональной необходимостью в связи с обновлением содержания дошкольного образования. Программа является варьируемой, не дублирует дошкольную образовательную программу Васильевой, но составлена на основе программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и отвечает требованиям стандарта. В основу программы положен полихудожественный (интегрированный) подход, который позволяет оптимизировать, активизировать развитие.
Публикация «План-программа творческой мастерской „Цветные ладошки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития ребенка – как умственного, так и эстетического и нравственного. Программа «Цветные ладошки» предусматривает обучение детей разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке и аппликации. Кроме практической деятельности, в нее входят игры познавательного характера, а также дидактические игры и упражнения. Первые встречи каждого цикла являются обучающими. Дети знакомятся с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучаются способам изображения. На последующих встречах происходит закрепление навыков и умений изобразительной деятельности. Такой способ организации способствует развитию творческих способностей и самостоятельности. Игры познавательного характера, дидактические игры и упражнения включают программные задания (например, разместить предметы на листе бумаги, подобрать цвета и оттенки к определенным предметам и т. д.) и являются подготовительными для проведения практических занятий.
Целью программы является:
Развитие творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения, развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.
Реализации цели способствует решение следующих задач:
Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры;
Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации;
Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно – образной выразительности (цвет, пятно, линия и т. д.) в их единстве;
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании образов, используя для этого освоенные технические приемы;
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой;
Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов;
Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;
Проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
Создавать условия для самостоятельного художественного творчества;
В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты.
Учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие для прорисовывания деталей и т. д.);
Варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
Реализация программы осуществляется через организационные формы и самостоятельную деятельность.
Учет качества усвоения материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога нормативным способом, в начале и конце года.
План – программа рассчитана на 36 встреч, проводятся с подгруппой детей по 6-8 человек, 1 раз в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут.
Тематический план.
Сентябрь 2010г. 1,2 – диагностика
3.«Картинки для наших шкафчиков»
Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка. Создать условия для самостоятельного творчества – создавать картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок.
4.«Цветочная клумба» Учить детей составлять цветок из 2 – 3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Вызвать интерес к созданию коллективной клумбы или поляны.
Октябрь 2010г. 1.«Птичка- невеличка»
Учить детей создавать выразительный образ птички из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов, например: туловище и голова из пластилина, хвост и крылья из природного материала.
2.«Листопад» Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Познакомить с явлением контраста в изобразительной деятельности; развивать чувство цвета и композиции.
3.«Золотые подсолнухи» Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из различных материалов; развивать чувство ритма, композиции; воспитывать художественный вкус.
4.«Кисть рябинки» Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками. А листок приемом ритмичного примакивания ворса кисти; развивать чувство ритма и цвета; воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
Ноябрь 2010г. 1.«Тучи по небу бежали» Вызвать интерес детей к созданию выразительного цветового образа; согласовывать движения обеих рук; воспитывать самостоятельность в выборе выразительных средств.
2.«Заюшкин огород» Учить детей создавать аппликативные изображения овощей способом обрывной и накладной аппликации; развивать чувство формы и композиции.
3.«Глупый мышонок» Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказки; развивать способность к формообразованию; воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.
4.«Полосатый коврик для кота Васьки» Учить детей составлять гармоничную композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету; познакомить с новой техникой разрезания по сгибу; развивать чувство цвета и ритма.
Декабрь 2010г. 1.«Перчатки» Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам; формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки; учить самостоятельно, создавать орнамент по представлению или по замыслу; развивать воображение; координировать движения руки и глаза.
2.«Зимнее окошко» Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток и т. д.). Совершенствовать технику рисования
концом кисти; развивать чувство формы и композиции.
3. «Праздничная ёлочка» Учить детей создавать аппликативное изображение ёлочки. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования аппликативного образа; развивать чувство ритма и формы;
4. «Праздничная открытка» Вызвать интерес к созданию открытки для родителей: наклеивать детали на основу и составлять композицию.
Январь 2011г. 1.«Снеговик в шарфе» Учить детей лепить из глины нарядных снеговиков в шарфах и шапочках; развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
2. «Снеговик в шарфе» Продолжить работу над снеговиком: показать приемы декоративного оформления; воспитывать уверенность, инициативность, интерес к поиску подходящих элементов декора
3. «Два жадных медвежонка» Учить детей лепить медвежат конструктивным способом; синхронизировать работу обеих рук; развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
4. «Крючка-закарючка» Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств; развивать творческое воображение и чувство юмора.
Февраль 2011г. 1. «Мой дружок снегирек» Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы; совершенствовать технику рисования красками;
2. «Совушка» Учить детей лепить выразительный образ совы; продолжать освоение рельефной лепки; создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности.
3.«Быстрокрылый самолет» Учить детей создавать изображение самолета из бумажных деталей разной формы и размера; показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам и по диагонали); развивать творческое мышление.
4. «23 февраля» Вызвать интерес к созданию открытки для папы: наклеивать детали на основу и составлять композицию.
Март 2011г. 1. «Цветы-сердечки» Учить детей лепить рельефные картинки; показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками; учить лепить сердечки из глины способом моделирования; развивать чувство формы и ритма.
2. «Цветы-сердечки» Учить детей оформлять лепную картину различными способами художественной выразительности.
3. «Сосульки» Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными способами; показать способ вырезания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой; развивать чувство цвета, формы и ритма.
4. «Воробьи в лужах» Учить детей вырезать круги способом закругления четырех уголков квадрата; разнообразить и обогатить аппликативную технику; развивать творческое воображение; вызвать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать коммуникативные навыки. Интерес к сотворчеству.
Апрель 2011г. 1.«Живые» облака» Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления; продолжать освоение обрывной техники аппликации; развивать воображение, внимание и наблюдательность.
2.«Ракета» Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника; развивать комбинаторные способности; воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.
3.«плыл кораблик по реке…»
Учить детей лепить кораблик из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее и достраивая недостающее; показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов техники лепки.
4.«Наш аквариум» Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок; продолжать освоение рельефной лепки; развивать комбинаторные способности, совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, дугами, полосками; вызвать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать коммуникативные навыки. Интерес к сотворчеству.
Май 2011г. 1.«Радуга-дуга» Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; развивать чувство цвета.
2.«У солнышка в гостях» Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины и приклеивания их на основу; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
3,4 – диагностика.