Людмила Шаволина
Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве.
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но само умственное развитие – сложный процесс : это формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве,» размещена в разделах
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, кочуя, например, кубик становится куском мыла, которым ребёнок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие (палочка - термометр, ложку, ружьё и даже лошадь, но и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека (доктора, маму, охотника, всадника).
Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это планы, карты, чертежи, схемы, графики. Они применяются для выделения и обозначения различных (часто скрытых) отношений между вещами, дают возможность планировать решение разнообразных (в том числе творческих) задач. В самом деле, можно ли представить себе, например, шофёра, не способного составить и прочесть схему маршрута, инженера или архитектора, который не может разобрать чертёж, математика не умеющего читать графики?
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей и т. п., появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Игра «Волшебная мозаика» (для детей средней группы).
Дидактическая задача: учить детей создавать схематические изображения предметов.
Материал: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребёнка. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Руководство: Воспитатель раздаёт детям наборы и предлагает приложить фигуры друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки и т. п. детям средней группы достаточно сложить какой-нибудь один предмет и сказать что это такое. Когда ребята научатся выполнять такое задание, можно предложить соревнование: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики. Воспитанникам старшей группы можно предложить сложить не один, а несколько предметов и про один из них придумать какую-нибудь историю.
Игра «Разные дома» (для детей старшего возраста).
Дидактическая задача: учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
Материал:
1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы.
2. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т. п.
Руководство: Взрослый рассказывает ребятам, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности.
В этой игре можно использовать самые разнообразные схемы и рисунки.