Федулова Елена Александровна
Конспект занятия по окружающему миру «Почему растаяла Снегурочка» в средней группе
Цель. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Задачи:
Учить устанавливать причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Материал. Кукла-снегурочка, лёд в формочках, снег в ёмкостях.
Ход занятия.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель. Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение М. Познанской «Снег идет».
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Почему растаяла Снегурочка“ в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Средняя группа
- Темочки
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Воспитатель вносит в группу куклу – Снегурочку и ёмкость со снегом.
Снегурочка : Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка»
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка : Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Снегурочка обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка : Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети, как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате? Как вы думаете, почему мне больше нравится холодная погода?
Дети. Ответы детей.
Снегурочка. Я люблю зиму, потому что дедушка и бабушка слепили меня из снега. Если будет тепло, то я могу просто растаять. В гости я к вам прихожу зимой и только на новогодний праздник. А на празднике я не таю, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год вы ждете встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой.
Физ. Минутка. Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок»
Игра «Выпал беленький снежок»
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок (дети приседают)
Собираемся в кружок. (образуют круг)
Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)
Будем весело плясать, (кружатся вокруг себя)
Будем ручки согревать. (потирают ладони)
Мы хлопаем, мы хлопаем! (хлопают в ладони)
Будем прыгать веселей, (прыгают)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыгают)
Снегурочка : Ой, скоро приближается весна-красна, на улице солнышке греет теплее. Мне нужно торопиться домой! Я к вам обязательно приду следующей зимой! На память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель: Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму
Воспитатель: Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились на воздухе, покажите.
Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Воспитатель: Когда летит много снежинок, это явление называется снегопадом! Вот и у нас снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Воспитатель обобщает ответы детей: Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода снова в снег?
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную, в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Воспитатель обобщает ответы детей: Вода на морозе замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: Какой лед?
Дети определяют свойства льда. (твердый, прозрачный, холодный, в ладошках тает)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает, а обязательно к нам придет на новогодний праздник в следующем году.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (ответы детей).
Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали.
В свободное время мы с вами слепим снеговиков из пластилина. А на прогулке будем лепить снеговиков из снега.