Марина Стеганцова
Образовательная модифицированная программа эстетического отделения «Подготовка к игре на фортепиано»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная модифицированная программа эстетического отделения
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание образовательной программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
Публикация «Образовательная модифицированная программа эстетического отделения „Подготовка к игре на фортепиано“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Одна из самых больших и актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненно важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Многолетний опыт музыкального воспитания показывает, что начинать занятия с детьми следует в раннем возрасте. Дошкольный возраст - это пора, когда сеются первые семена. 4-5 летние дети характеризуются активностью, любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают простейшие обобщения и могут вполне начинать свое музыкальное образование. Надо только не переступать порога, свойственного детям игрового метода, стремиться держать ребенка в заинтересованном состоянии, будить его воображение всеми доступными ему и вам способами. Модифицированная образовательная программа «Подготовка к игре на фортепиано» художественно-эстетической направленности, разрабатывалась на основе теорий и методик музыкального воспитания ведущих педагогов музыкантов: Д. Б. Кабалевского, Н. А. Метлова, С. И. Бекиной, Н. А. Ветлугиной, К. Орфа, З. Кодаи. Отличительной особенностью данной программы является то, что наряду с комплексным подходом к обучению, наряду с использованием игровых методик и приемов, разработанных ведущими педагогами – музыкантами для детей дошкольного возраста, она имеет профессиональную направленность ознакомления с инструментом фортепиано. Программа рассчитана на один учебный год для детей 4-5 летнего возраста. Вид группы – экспериментальный в количестве 10 человек, набор – свободный без конкурсной основы.
Цель программы:
Подготовка детей к поступлению в 1 класс школы искусств на фортепианное отделение.
Задачи программы:
Обучающие:
-дать начальные вокально-хоровые навыки,
-познакомить подробно и детально с инструментом фортепиано,
-дать начальные навыки чистой интонации, умения петь, слушая себя и других,
-дать начальные навыки по сольфеджио и нотной грамоте,
-познакомить с разными музыкальными инструментами,
-научить слушать музыку и анализировать ее содержание.
Воспитательные:
-сформировать потребность в систематическом музицировании,
-способствовать формированию творческой личности,
-дать уверенность в своих силах, развить чувство ответственности за художественные результаты коллектива,
-обогатить музыкально-слуховые представления детей для дальнейшего овладения исполнительским искусством игры на фортепиано.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности,
-развивать ладовое чувство,
-чувство ритма,
-музыкальный слух,
-музыкальную память.
Планируемые результаты.
По окончании учебного года обучающийся должен знать:
-расположение нот скрипичного ключа первой октавы на нотном стане,
-расположение нот скрипичного ключа на клавиатуре фортепиано,
-длительности нот,
-мажорный и минорный лады,
-регистры (низкий, средний, высокий,
-основные движения марша, вальса, польки,
-метр марша, вальса, польки,
-интервалику в образах.
Обучающийся должен уметь:
-находить ноты на нотном стане и клавиатуре фортепиано,
-слушать звуки, интервалы, музыку,
-петь и интонировать попевки и детские песенки,
-петь в ансамбле,
-петь и интонировать гамму до мажор,
-слышать и различать основные лады и регистры,
- двигаться под музыку,
-играть в музыкальные игры.
В процессе обучения у детей развиваются такие личностные качества как:
-умение заниматься на уроке,
-дисциплинированность,
-чувство коллективизма,
-осознание своего «я» в групп,
-чувство ответственности за результат музыкальной деятельности,
-умение контактировать со сверстниками и с преподавателем,
-умение вести себя в конфликтных ситуациях в группе.
Система контроля за учебной деятельностью происходит в форме отчета перед родителями – это концерты и утренники в доброжелательной, творческой атмосфере.
Срок реализации программы:
Данная программа реализуется в детской школе искусств, предназначена для обучения на платном отделении эстетического воспитания детей 4-5 летнего возраста. Курс обучения составляет 1 учебный год.
Объем учебного времени и форма проведения учебных аудиторных занятий:
Занятия проводятся 3раза в неделю по 45 минут с небольшим перерывом и рефлексией учебной деятельности. Общее количество занятий за учебный год составляет 108 часов. Наполняемость группы -10 человек.
2. Учебно-тематический план.
№ Тема часы
Развитие вокально-хоровых навыков. 24 ч.
1 Звуки музыкальные и немузыкальные. Знакомство с инструментом фортепиано. Песенки-попевки «Та-та два кота», «Заинька», «Урок» 3
2 Звуки низкие и высокие. Пение песенок-попевок «Огурец», «Василек» и др. В. Шаинский «Чебурашка».Музыкальная игра «Зайчик». 3
3 Звуки низкие. средние,высокие. Пение песенок-попевок «Лесенка», «Ехали медведи на велосипеде» и др. Б. Савельев «Песенка кота леопольда». Музыкальная игра «Почему медведь спит». 3
4 Мажорный лад. Слушание музыки. Пение песенок-попевок. П. Синявский «Жукологический марш». Музыкальная игра «Кто взял ключи». 3
5 Минорный лад. Слушание музыки. Пение песенок-попевок. А, Журбин «Веселый лягушатник».
3
6 Мажорный и минорный лады. Слушание музыки. Пение песенок-попевок. Музыкальная игра «Грустно-весело». 3
7 Пение песенок-попевок. Н. Книппер «Почему медведь зимой спит» Музыкальная игра «Приглашение». 3
8 Пение песенок-попевок Детская песенка «Новогодний хоровод». Музыкальная игра «Раз, два, три». 3
Музыкально-ритмические движения. 15 ч.
9 Марш. Движения марша. Слушание музыки. П. Чайковский «Детский альбом». 3
10 Вальс. Движения вальса. Слушание музыки П. Чайковский «Детский альбом». 3
11 Полька. Движения польки. Слушание музыки. Р. Шуман «Альбом для юношества». 3
12 Марш. Вальс. Полька. Музыкальная викторина. Слушание танцевальной музыки. 3
13 Разучивание танца «Новогодняя полька.» Слушание музыки. Р. Шуман «Альбом для юношества.» 3
Нотная грамота и сольфеджио. 27 ч.
14 Знакомство с нотами на нотном стане. Нотки-картинки. Пение песенок-попевок. 3
15 Нотки-картинки. «Нотная песенка». Пение песенок-попевок. 3
16 Расположение нот на клавиатуре фортепиано. А. Усачев «Как кричит крокодил». 3
17 Длительности. Слушание музыки. Музыкальная игра «Часы». Слушание музыки. 3
18 Пение гаммы до мажор «Волшебная лесенка». Половинки. Пение песенок-попевок. 3
19 Пение песенок-попевок сольфеджио и со словами. Четверти. А. Усачев «Десять лунатиков». 3
20 Пение попевок сольфеджио и со словами. Восьмые. В. Шаинский «Голубой вагон». 3
21 Ритмослоги. Работа с карточками. Музыкальная игра «Лошадка». 3
22 Ритмослоги. Работа с карточками. Музыкальная игра «Кошки-мышки». 3
Знакомство с фортепиано. 18
23 Фортепиано и рояль. Сходство и различие. А. Усачев «Веселая мышка». 3
24 Устройство инструмента фортепиано. Как возникает звук. А. Пинегин «Жужжащая песенка». 3
25 Регистры фортепиано. Слушание музыки. Музыкальная игра «Медведь,лиса,птичка». 3
26 Расположение нот на клавиатуре. Игра для рук «Радуга». Игра для рук «Маятник». 3
27 Расположение октав на клавиатуре. Упражнение «Радуга». Показ октав правой и левой руками. Слушание музыки. 3
28 Фортепиано-громко-тихо. Динамичная игра преподавателя на фортепиано. Музыкальная игра «Эхо». 3
Расширение песенного диапазона. Повторение пройденного материала. 24ч.
29 А. Усачев «Шкатулка». Слушание интервалов в образах. Музыкальная игра «Солнышко. 3
30 Повторение нотной грамоты. Слушание интервалов в образах А. Быканова «За-ква-дычные полружки». 3
31 Повторение нотной грамоты. А. Журбин «Смешной человечек». Слушание интервалов в обрвзах. 3
32 П. Синявский «Ходики с кукушкой». Музыкальная игра «Секрет». Слушание музыки. 3
33 Повторение нотной грамоты. Ю. Моисеева «Бабушка моя не старушка». 3
34 Повторение пройденного материала. 3
35 Пение песенок-попевок сольфеджио и со словами. В. Шаинский «Дети любят рисовать». Музыкальная игра «Мы сейчас пойдем направо». 3
36 Подготовка к отчетному концерту. 3
Всего: 108ч.
3. Содержание образовательной программы.
1)Развитие вокально-хоровых навыков.
Групповые учебные занятия. Хоровое пение служит важнейшим фактором развития слуха и музыкальности детей, помогает формировать интонационные навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством на музыкальном инструменте. Сюда входит пение, интонирование отдельных звуков и попевок, знакомство с мажорным и минорным ладами, пение песенок в ладах. Также в раздел включены слушание музыки и музыкальные игры, основанные на песенках-попевках. Например игра «Зайчик». В середине хоровода сидит «зайчик». Дети, идя по кругу, поют песенку: «Что ты белый зайчик тут сидишь, что скучаешь и грустишь, к нам скорей скачи, малыш. Раз прыжок, два прыжок, прыг, прыг- скок». «Зайчик» прыгает и выбирает из круга нового «зайчика». Игра продолжается до тех пор, пока все дети в группе не побывают «зайчиками».
2)Музыкально-ритмическое движение.
Групповые учебные и практические занятия.
Через образ и движения дети входят в мир ритма и знакомится с ритмической музыкальной грамотой, с такими понятиями как метр (чередование сильных и слабых долей, накапливают слуховые представления в естественном контакте с двигательными ощущениями. Сюда включены движения под марш, польку, вальс с подчеркиванием сильных долей, разучивание танцев «Новогодняя полька» и «Танец утят», а также слушание танцевальной музыки и проведение викторин на прослушанную музыку.
3) Нотная грамота и сольфеджио.
Занятия сольфеджио и нотной грамотой готовят ребенка к пению и игре на фортепиано по нотам в 1классе школы искусств, а также знакомят его с простейшими элементами нотной азбуки. Знакомство с нотами происходит посредством импровизированной доски 80см на 50см, обтянутой ворсистой фланелевой тканью, с изображением нотного стана черным фломастером и ноток, изготовленных из бархатной бумаги. Нотки-картинки легко прилипают к доске и легко снимаются с нее. Разучивается нотная песенка, нотки-картинки раздаются детям, каждый ребенок выходит к доске, ставит нотку на место и поет про нее песенку. Знакомство с ритмом происходит посредством ритмических карточек, ритмослогов и движений. Половинка произносится «ту», показывается ударами сжатыми кулачками по коленочкам, четверть произносится «та», показывается шлепками по коленочкам; восьмые произносятся «ти», показываются хлопками. Преподаватель показывает карточку с простейшим ритмическим рисунком, дети говорят слоги, сопровождая их движениями, а затем переходят к стихотворению на этот ритмический рисунок. Например, ти-ти та-та (3раза) – спать не хочет бурый мишка, уж такой он шалунишка. В раздел также включены музыкальные игры на развитие чувства ритма
4) Знакомство с фортепиано.
Групповые учебные и практические занятия.
Знакомство с инструментом фортепиано происходит благодаря постоянной игре преподавателя на инструменте разнообразного музыкального материала. А также дается белее детальное рассмотрение инструмента: открывается крышка, ставится стул, на который по очереди с помощью преподавателя забираются дети и происходит рассматривание внутреннего содержания фортепиано.
Дети знакомятся со строением инструмента, с качеством его звучания, регистрами, октавами, клавиатурой, с расположением нот на клавиатуре. В разделе также даются первые двигательные навыки развития пианистического аппарата в форме игры, а также физические упражнения по Артоболевской. Например Шалтай-Болтай»: встаем прямо, опускаем руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинаем покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны, одновременно с этим, увеличивая наклон, а затем, постепенно распрямляемся, возвращаясь в исходное положение.
«Мельница»: встаем ровно, ноги на расстоянии ступни. Опускаем обе руки свободно, они висят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одну, потом другую руку, взад-вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
«Колобок»: делаем вращательные движения кулачками, затем сцепляем пальцы рук и выполняем круговые движения в области запястья.
5. Расширение песенного диапазона. Повторение пройденного.
Групповые, практические, теоретические учебные занятия.
Занятия посвящены усложнению песенного репертуара от простейших песенок-попевок к более сложным песням, поскольку в процессе обучения у детей постепенно появляется чистая голосовая интонация и развивается слух. На каждом уроке- закрепления и повторение знаний по сольфеджио на разном методическом материале. В раздел включены старые и новые музыкальные игры, слушание музыки, а также концерты учащихся школы разных отделений (скрипка, виолончель, аккордеон, флейта, гитара) с целью ознакомления малышей с разными инструментами.
4. Методическое обеспечение.
Для работы с дошкольниками используются такие формы работы как групповые учебные и практические занятия.
Методы обучения:
-слуховой,
-наглядно-зрительный,
-словесный,
-практический,
-игровой.
Дидактический материал: доска – нотный стан, набор ноток-картинок и скрипичный ключ из бархатной бумаги, ритмические карточки, разнообразная нотная литература для фортепиано.
Занятия проводит преподаватель и концертмейстер в одном лице в просторном музыкальном классе с наличием инструмента фортепиано, двух взрослых и десяти детских стульчиков.
5. Список литературы:
Для педагогов:
1. Э. Успенский «Лучшие песни для детей» ООО «Теремок97»
2. Ю. Одоевский. Музыкальная грамота / Музыкально-критическое наследие 1956
3. Система детского музыкального воспитания К. Орф/Редакция Л. Барен-Бойма, Л. ,1970
4. Б. Шеломов. Импровизация на уроках сольфеджио М. ,1977
5. Б. Шеломов. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. СП б. ,1996
6. Д. Эльконин. Психология игры, М. ,1978.
7. Макшанцева Е. Д. Детские забавы. М; Просвещение 1991-64с.
8. А. Д. Артоболевская, Первая встреча с музыкой. / Москва; Советский композитор 1985 – 101с.
Для детей:
1. Детские песни и песенки. Издательство В. Н. Зайцева. Москва 2002г.
2. Теплякова О. Н., Козлова О. Л. Мир младенца. Песенки. Санкт-Петербург. Издательский дом «Нева» 2004-32с.
3. Е. Железнова Бим! Бом! Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах.
4. Л. Абелян. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва «Композитор» 1992г.