Любовь Малыгина
Образовательная программа «Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа
«Сказка»
Возраст детей: 3-7 лет
Срок реализации: 1 года
Автор – составитель:
Малыгина Любовь Александровна
Стеблевская Ольга Владимировна
г. Благовещенск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…. 3
1.1 Перечень нормативных документов…. 3
1.2 Актуальность … 5
1.3 Цели и задачи программы…. 6
1.4 Основные дидактические принципы программы…. 7
1.5 Структура и содержание программы…. 7
2. Возрастные особенности детей 3-7 лет…. 9
Публикация «Образовательная программа „Сказка“» размещена в разделах
3. Организационный раздел…. 10
3.1 Расписание занятий…. 10
3.2 Список детей…. 10
4. Планируемые результаты…. 10
5. Учебный план работы кружка…. 11
6.
Литература…. 14
Пояснительная записка
1.1 Перечень нормативных документов
Программа разработана в соответствии с:
- приказом Министерства и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) (далее - Стандарт);
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. В начале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причём чем меньше ребёнок, тем определённее, акцентированнее должно быть чтение.
Обязателен просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и характер героев.
После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. В начале фрагменты из произведений используются, как упражнение, постепенно задания усложняются.
Перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал.
После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Почти все дети хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.
1.2 Актуальность
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
1.3 Цели и задачи программы:
Работа в кружке «Сказка» - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Основная цель программы: – Развивать познавательный интерес к театральной деятельности через такие формы работы как;
- Театрализованные игры.
- Занятия в театральном кружке.
- Организация спектаклей.
- Индивидуальные творческие задания.
- Беседы-диалоги.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы.
Задачи программы:
1. Развить у детей навыки общения и коллективного творчества;
2. Развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
3. Содействовать воспитанию эстетических способностей у детей.
1.4 Основные дидактические принципы программы:
• Доступность,
• Наглядность,
• Последовательность и систематичность обучения и воспитания,
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.5 Структура и содержание программы
Разделы программы:
1. Программа предполагает проведение одного (для детей 3-7 лет два) занятия в неделю во вторую половину дня, рассчитана на один год. Продолжительность: 20 мин для 3-5 лет,30 мин для 6-7 лет.
2. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам по ФГОС
1. «Речевое развитие» - включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
2. «Художественно – эстетическое развитие» - предполагает развитие пред- посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
3. «Социально – коммуникативное развитие» - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
4. «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
5. «Физическое развитие» - включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением танцевальных упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Программа содержит 32 занятия в учебном году, продолжительностью 25-30 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Первое занятие в начале года и последнее в конце года - занятия диагностического характера.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников. Учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одарённости и возраста воспитанников.
Формы реализации программы:
Форма работы – групповая. Можно и нужно использовать работу в подгруппах, парах, исходя из количества детей, поставленных задач, формы проведения, продолжительности задания. Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, театральному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкально –художественных произведений. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Расписание занятий
№ Месяц День недели Время Ответственные
1 1 неделя Среда 15.15 -15.35 ч.
15.45 -16.15 ч. Стеблевская О. В.
Малыгина Л. А.
2 2 неделя Четверг 15.15 -15.35 ч.
15.45 -16.15 ч. Стеблевская О. В.
Малыгина Л. А.
3 3 неделя Среда 15.15 -15.35 ч.
15.45 -16.15 ч. Стеблевская О. В.
Малыгина Л. А.
4 4 неделя Четверг 15.15 -15.35 ч.
15.45 -16.15 ч. Стеблевская О. В.
Малыгина Л. А.
3.2 Список детей
Первая подгруппа (младший дошкольный возраст)
1
Вторая подгруппа (старший дошкольный возраст)
1.
4. Планируемые результаты работы
К концу года дети должны иметь стойкий интерес к театральной деятельности.
Уметь выразительно передавать образы героев сказок.
Уметь узнавать и изображать злость, радость и т. д., отмечать их характерные особенности.
Овладеть первоначальными основами театральной деятельности.
Уметь различать и изображать мимику, жест.
Уметь бесконфликтно общаться в ходе подготовки к сказке
5. Учебный план
Учебно-тематический план на год обучения.
Возраст детей: 3-7 лет
Продолжительность занятий: 20 - 30 минут
Количество занятий в неделю: 1
Длительность программы: 8 месяцев
Цель: формирование коммуникативных способностей дошкольников в процессе изучения театральной деятельности.
Задачи:
1. Обучающие: развивать навыки общения и коллективного творчества
2. Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к театральной деятельности.
3. Воспитывающие: содействовать воспитанию эстетических способностей детей.
Учебный план I подгруппы
№ Дата Разделы Поставленные задачи
1 16.11. «Что такое театр? Виды театра. С чего начинается театр!» 1Просмотр презентации. Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса.
2 22.11 Кто работает в театре. «Закулисье». Знакомство с театральными профессиями и их важностью. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
3 30.11 Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Чтение стихов, беседа, просмотр видео-ролика. Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
4 06.12 Игры детей разными видами театра и любимыми героями. Освоение навыков владения разными видами театра
5 14.12 Знакомство с варежковым театром. Инсценировка знакомых сказок Освоение навыков владения этим видом театра
6 20.12 Мимика. Артикуляционная гимнастика, упражнения угадай интонацию, скороговорки. Развитие мимики, Раскрепощение через игровую деятельность
7 28.12 Знакомство с пальчиковым театром «Праздник со смешариками» Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей
8 10.01 Ритмопластика Развивать у детей умение пользоваться жестами; двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность; Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.
9 18.01 Театральные игры Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству, развиваем коммуникативные навыки, уверенность в себе
10 24.01 Чтение и распределение ролей сказки «Колобок». Масочный театр Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Обсуждение характера героев
11 01.02 Сила голоса, артикуляционная гимнастика, игры, перевоплощения Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мыщц губ
12 07.02 Ритмопластика. Репетиция танцев героев сказки «Колобок» Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений; Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Развивать творчество, воображение и фантазию.
13 15.02 Выступление перед детьми других групп, показ «Колобок» Развиваем умение выступать перед зрителями, регулировать силу голоса, показывая героя
14 21.02 Знакомство со штоковым театром. Сочиняем сказку сами Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет театра
15 01.03 Сценическая пластика Развиваем умение передавать через движение тела характер животных
16 07.03 Театр кукол – оригами. Изготовление кукол для сказки «Репка» Ощутить себя «творцами» кукол
17 15.03 Знакомство с плоскостным театром. Распределение героев сказки «Как звери елку украшали» Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Знакомство со сказкой
18 21.03 Пантомима. Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие сенсомоторики Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения, развиваем сценическую раскрепощенность
19 29.03 Ритмопластика Развивать у детей умение пользоваться жестами; двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность; Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.
20 04.04 Инсценировка сказки «Как звери елку украшали» Развитие умения играть роли героев совместно, не мешая друг другу, показывать характер героев
21 12.04 Знакомство с теневым театром. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
22 18.04 Инсценировка сказки «Под грибом» Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью
23 26.04 Слух и чувство ритма. Артикуляционная гимнастика Развитие чувства ритма и слуха у детей
24 02.05 Показ сказки «Под грибом» детям младшей группы Развиваем умение выступать перед зрителями, регулировать силу голоса, показывая героя
25 10.05 Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек. Инсценировка сказки «Лиса и заяц», самостоятельная деятельность Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
26 16.05 Инсценировка шуток – малюток, артикуляционная гимнастика, игры Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением
27 24.05 Культура и техника речи Формируем правильное и четкое произношение, развиваем воображение, расширяем словарный запас
28 30.05 Демонстрация театра на магнитах. Сочиняем сказку сами Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра
29 Подготовка к инсценировке сказки «Три медведя». Развитие эмоциональной, связно-речевой сферы у детей
30 Разучивание ролей с детьми, изготовление костюмов и декораций Работа над развитием речи, интонацией, оказание помощи в выборе и подготовке костюмов
31 Показ спектакля родителям Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год
32 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»). Совместная деятельность детей и родителей Организация выставки и награждение грамотами победителей и участников конкурса
Учебный план II подгруппы
№ Дата Разделы Поставленные задачи
1 16.11. «Что такое театр? Виды театра. С чего начинается театр!»Просмотр презентации. Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса.
2 22.11 Кто работает в театре. «Закулисье». Знакомство с театральными профессиями и их важностью. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
3 30.11 Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Чтение стихов, беседа, просмотр видео-ролика. Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
4 06.12 Игры детей разными видами театра и любимыми героями. Освоение навыков владения разными видами театра
5 14.12 Знакомство с варежковым театром. Инсценировка знакомых сказок Освоение навыков владения этим видом театра
6 20.12 Мимика. Артикуляционная гимнастика, упражнения угадай интонацию, скороговорки. Развитие мимики, Раскрепощение через игровую деятельность
7 28.12 Знакомство с пальчиковым театром «Праздник со смешариками» Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей
8 10.01 Ритмопластика Развивать у детей умение пользоваться жестами; двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность; Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.
9 18.01 Театральные игры Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству, развиваем коммуникативные навыки, уверенность в себе
10 24.01 Чтение и распределение ролей сказки «Кошкин дом». Масочный театр Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Обсуждение характера героев
11 01.02 Сила голоса, артикуляционная гимнастика, игры, перевоплощения Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мыщц губ
12 07.02 Ритмопластика. Репетиция танцев героев сказки «Кошкин дом» Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений; Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Развивать творчество, воображение и фантазию.
13 15.02 Выступление перед детьми других групп, показ «Кошкин дом» Развиваем умение выступать перед зрителями, регулировать силу голоса, показывая героя
14 21.02 Знакомство со штоковым театром. Сочиняем сказку сами Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет театра
15 01.03 Сценическая пластика Развиваем умение передавать через движение тела характер животных
16 07.03 Театр кукол – оригами. Изготовление кукол для сказки «Лиса и заяц» Ощутить себя «творцами» кукол
17 15.03 Знакомство с плоскостным театром. Распределение героев сказки «Рождество» Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Знакомство со сказкой
18 21.03 Пантомима. Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие сенсомоторики Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения, развиваем сценическую раскрепощенность
19 29.03 Ритмопластика Развивать у детей умение пользоваться жестами; двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность; Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.
20 04.04 Инсценировка сказки «Рождество» Развитие умения играть роли героев совместно, не мешая друг другу, показывать характер героев
21 12.04 Знакомство с теневым театром. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
22 18.04 Инсценировка сказки «Три поросенка» Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью
23 26.04 Слух и чувство ритма. Артикуляционная гимнастика Развитие чувства ритма и слуха у детей
24 02.05 Показ сказки «Три поросенка» детям старшей группы Развиваем умение выступать перед зрителями, регулировать силу голоса, показывая героя
25 10.05 Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек. Инсценировка сказки «Теремок», самостоятельная деятельность Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
26 16.05 Инсценировка шуток – малюток, артикуляционная гимнастика, игры Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением
27 24.05 Культура и техника речи Формируем правильное и четкое произношение, развиваем воображение, расширяем словарный запас
28 30.05 Демонстрация театра на магнитах. Сочиняем сказку сами Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра
29 Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад». Развитие эмоциональной, связно-речевой сферы у детей
30 Разучивание ролей с детьми, изготовление костюмов и декораций Работа над развитием речи, интонацией, оказание помощи в выборе и подготовке костюмов
31 Показ спектакля родителям Итоговое занятие. Показать, чему дети научились за год
32 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»). Совместная деятельность детей и родителей Организация выставки и награждение грамотами победителей и участников конкурса