Ольга Владимировна Кунгурова
Живопись. Примерная программа для 1 курса художественного отделения школы искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Живопись.
Пояснительная записка
Живопись - это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре.
Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.
Публикация «Живопись, Примерная программа для 1 курса художественного отделения школы искусств» размещена в разделах
По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т. д. В любом произведении искусства колорит образует сложный и неповторимый цветовой тон.
Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т. д.). Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.
Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится на две группы: ахроматические (т. е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т. е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).
Колористика и наука цветоведения необходимы для детального, а не поверхностного изучения затем, чтобы уметь правильно воспроизводить цвета на холсте или компьютерном дизайн-макете. Зачастую осуществить на практике правильный подбор цвета просто невозможно, поскольку работа зрительного аппарата человека хоть и подчиняется законам физики, но у каждого индивидуальна. Данное обстоятельство является одной из причин, почему каждое живописное произведение искусства имеет фиксированный диапазон красок, называемой цветовой палитрой.
В художественных школах, где дети получают художественное образование, понятие цветовой гаммы всегда преподносится как нечто заданное, к чему нужно стремиться, чему нужно подчинить живописную работу. В действительности дело обстоит в точности наоборот: художник не может подчинить картину определенной цветовой гамме в произвольном порядке; цветовая гамма подчиняет творчество живописца. Потому что нельзя получить более насыщенный голубой, например, оттенок, чем тот, что находится в вашей банке с голубой краской. Также, смешивая желтую и голубую краски, вы не получите зеленого оттенка такой же яркости, как в аналогичной банке с зеленой краской.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 10 -15 человек).
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу по подбору справочного и иллюстративного материала. Рекомендованная продолжительность занятий подготовительных групп предпрофессиональной подготовки 40 минут.
Занятия изобразительным искусством всегда сопряжены с участием наших чувств. Эмоциональность ребёнка находит отражение в использовании им цвета, в передаче состояния.
Цель и задачи учебного предмета
Первоочередной задачей курса «Живопись» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветовых отношений.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т. д., а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.
В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии, затем на простых цветовых объёмах, далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно - воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (во время пленера).
Учебно-тематический план
I полугодие
1. Гармония по общему цветовому тону. Пишем букет без вазы: «Астры», «Овощи, фрукты», «Листья». (Гуашь 9ч.)
2. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) (6ч.)
3. Знакомство с различными техниками письма: развитие ассоциативного мышления, умения наблюдать и компоновать лист. («Цветы-кляксы», «Фантастический лес») (Гуашь 6чю)
4. Освоение техники работы гуашью. Мазок, характер мазка (кисти разных номеров, круглые и плоские). «Осенние листья на фоне воды, земли и песка». (Гуашь 6ч.)
5.«Осенние деревья без листьев».Рисуем тонкой кистью (теплая цветовая гамма). (Гуашь 6ч.)
6.«Этюды с яблоком, тыквой, огурцом, цветами». (Гуашь 9ч.)
7. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Натюрморт 2-3 предмета. (Гуашь 9ч.)
II полугодие
8. Светотень. Натюрморт с кувшином из 2 предметов (свет, собственная тень, падающая тень, граница светотени). (Гуашь 4ч.)
9. Развиваем чувство цвета. Рефлекс. Натюрморты с чайником, кофейником с яркими драпировками (Гуашь 5ч.)
10.«Белый чайник» (2-3 предмета белого цвета на цветных драпировках). (Гуашь 4ч.)
11. Теплохолодность. Цвет света. Предметная плоскость, фон. (драпировка в 2-х плоскостях) (4ч.)
12. Накапливаем мастерство. Натюрморт из 2-х предметов в 2-х плоскостях с направленным освещением. (Гуашь 9ч.)
13. Упражнения по освоению техники акварели (заливка, тоновая и цветовая растяжка). (Акварель 4ч.)
14. Коричнево- зеленоватая гамма (упражнение). Зелёная гамма (упражнение). (Акварель 4ч.)
15.«Цветущий луг». «Небо, трава, листья». (композиция по наблюдению). (Акварель 4ч.)
16.«Весенний букет». «Цветущая черёмуха», «Ветка сирени», «Одуванчики». (Акварель 4ч.)
17. Итоговая работа: «Натюрморт с двумя драпировками и 2-3 предметами». (Гуашь 9ч.)
Итого за год 102ч.