Нина Косицына
Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе с интерактивной доской «Дифференциация звуков [С]-[З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: дифференциация и автоматизация звуков С - З в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Задачи:
Образовательные :
- закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-З;
- закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизировать звуки С-З в слогах, словах и предложениях;
- закреплять умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными мужского и женского рода;
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе с интерактивной доской „Дифференциация звуков [С]-[З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
- формировать умение работать с деформированным предложением;
- определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие:
– развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционный праксис посредством координации речи с движением;
- работать над профилактикой оптической дисграфии.
Воспитательные:
– воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;
- вызывать интереса к играм со звуками и словами;
- развивать умения работать в коллективе и индивидуально;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки к составлению схем предложения, прищепки, звуковые символы звукоподражания, звуковые символы для анализа и характеристики звуков С и З, картинки слов со звуками С и З, треугольники - символы слов-признаков, су-джок мячи.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках в полукруге.
Логопед. Ребята к нам приехал Старичок Звуковичок. Он надеется на вашу помощь.
Старичок Звуковичок. Отправился я на самокате в лес. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з. ” Стал я качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: “С-с-с. ” Удивился я и спросил у них: “Что случилось?” Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Поможете? (Передает логопеду карточки с заданиями и уезжает).
(Во время рассказа Старичка Звуковичка на экране появляется лес, насос, комар.)
Логопед. Ребята расколдуем собаку и зайца?
Ребята. Да.
Логопед. Для начала нам необходимо подготовиться к выполнению заданий, выполнив артикуляционную гимнастику и сдвижением рук.
«Забор» (руки вытянуты в стороны)
«Трубочка» (руки вытянуты вперед, но ладошки не смыкаются)
Чередуем эти упражнения 5 раз.
«Толстячок» (руки перед собой в кольце)
«Худышка» (ладошки соединяются)
Чередуем эти упражнения 5 раз
«Качели» (кисть одной руки двигается вверх-вниз в соответствии с движениями языка)
«Кошечка сердится» (кисть поднимается при подъеме спинки языка)
Логопед. Теперь мы готовы к выполнению заданий.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].
Логопед. Давайте вспомним песенку насоса.
Дети. “С-с-с. ”(рука на горле). В левом углу интерактивной доски появляется насос.
Логопед. А теперь песенку комара.
Дети. “З-з-з. ”(рука на горле). В правом углу доски появляется комар.
Логопед. Чем похожи звуки С и З?
Дети. Эти звуки согласные, твердые. В центре экрана появляется синий квадрат.
Логопед. А чем эти звуки отличаются?
Ребенок. Звук с — глухой, а звук З — звонкий. Под насосом появляется изображение перечеркнутого колокольчика, а под комаром звенящий колокольчик.
Логопед : Правильно.
Задание 2.
Логопед. Поиграем в игру «Хлопни — топни». Я буду произносить разные звуки. Если слышите звук С — хлопок, если звук З — 2 раза топнуть.
Логопед. Молодцы. Справились с заданием. Что мы делаем со звуками?
Ребенок. Звуки мы слышим и произносим,
Логопед. А что мы видим и пишем?
Ребенок. Буквы.
На экране появляются буквы С и З.
Задание 3.
Логопед. Ребята, колдунья в следующем задании хочет проверить, знаете ли вы как пишутся буквы С и З.
На интерактивной доске повляются правильно и неправильно написанные буквы.
Логопед. Зачеркните неправильно написанные буквы С. (затем то же самое задание с буквой З)
Задание 4. Игра «Превращения» (с мячом).
Логопед. А теперь Злая Фея просит Вас превратить в слогах звук С в звук З.
Я кидаю мяч и произношу слог со звуком С, а вы возвращаете мяч и произносите слог со звуком З.
Са-са-са — за-за-за
Су-су-су - зу-зу-зу и. т. д.
Задание 5. Игра «Подарки» (игра с интерактивной доской).
Логопед. Поиграем в игру подарки. Насосу будем дарить картинки со звуком С, а комару картинки со звуком З.
Дети по — очереди выходят к интерактивной доске и распределяют картинки.
Задание 6.
Логопед. Ребята, а давайте покажем Злой Фее, как мы умеем делить слова на слоги.
Один ребенок у доски отхлопывает (оттопывает) количество слогов (остальные дети делают это на местах) и чертит слоговую схему.
На интерактивной доске у насоса появляется хвост собаки, а у комара уши зайца.
Логопед. Посмотрите ребята превращения начались. С вашей помощью насос стал превращаться в собаку, а комар в зайца. Но этого не достаточно, чтобы полностью расколдовать наших героев.
Задание 7. «Подбери слово-признак»
Педагог на магнитной доске выставляет три треугольника.
Логопед. Ребята нам необходимо назвать столько слов-признаков о собаке сколько треугольников.
Ребята. Пушистая, добрая, длиннохвостая собака (по мере называния слов признаков насос заменяется изображением собаки)
То же самое делаем со словом заяц.
Логопед. Произошло чудо. Вы выполнили задания Злой Феи и расколдовали зайца и собаку. В знак благодарности они приготовили для вас веселую физкультминутку.
Физкультминутка. «Колпак мой треугольный»
Логопед. Ой, ребята посмотрите, что происходит с зайцем и собакой. Они опять стали превращаться в насос и комара. Просто мы с вами выполнили не все задания Злой феи.
Задание 8.
Давайте встанем и произнесем чистоговорки, которые мы знаем со звуками С и З.
Ребята. (катают в ладошках вверх-вниз су-джок мяч и произносят чистоговорки).
Зу-зу-су — скачет заинька в лесу.
За-за-са — ходит хитрая лиса.
Зы-зы-сы — не боится он лисы.
За-за-са — дружат заяц и лиса.
Задание 9.
Логопед. Ребята, чтобы Злая фея никогда не смогла опять заколдовать наших героев, давайте составим про них предложения.
Заяц, в, пушистый, жить, лес.
Это предложение?
Ребята. Нет.
Логопед просит одного из детей подружить слова.
Ребенок. Пушистый заяц живет в лесу.
Логопед. А теперь послушайте предложение про собаку.
Вкусная косточка любит грызть собаку. Все правильно в моем предложении?
Ребята. Нет.
Логопед просит одного из детей исправить предложение.
Ребенок. Собака любит грызть вкусную косточку.
Логопед. Посчитайте количество слов в предложении. Затем один из детей чертит схему предложения на доске, а остальные ребята выкладывают схему с помощью карточек и прищепок.
Логопед. Молодцы ребята! Вы выполнили все задания Злой феи и расколдовали собаку и зайца.
Рефлексия. Какие звуки мы учились сегодня различать?
Какое задание Злой феи вам понравилось больше всего?
Ребята Заяц и Собака благодарят вас и передают сладкие подарки.