Бондаренко Руслана Владимировна
Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи в подготовительной группе «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»
Тема: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней».
Цель: Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости и уважения к защитникам Отечества.
Задачи:
Публикация «Конспект ИД по познанию предметного и социального мира и развитию речи „Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
- Продолжать обобщать и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении.
- Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, булава, копье, щит, меч, лук, стрелы).
- Расширять словарный запас: кольчуга, шлем, палица, колчан, славяне, русичи.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Формировать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду, создавать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа:
Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Слушание в грам. записи былин: «Святогор и Илья Муромец», «Никита Кожемяка», «Садко».
Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».
Разучивание стихов о Российской армии, пословиц о Родине.
Материалы:
Мультимедийный проектор с экраном,
Презентация к занятию «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»,
Мольберт,
Мнемосхемы к пословицам о Родине,
Фотоиллюстрации о России (леса, реки, озера, горы, поля, моря,
Музыкальная колонка (мелодия из телепередачи: «Что? Где? Когда,
Картина - пазлы «Три богатыря»,
Иллюстрации из былин (с Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем,
Карточки с картинками к игре: «Закончи предложение» (военные: самолет, вертолет, подводная лодка, корабль, танк с танкистом, парашют,
Карточки для детей с индивидуальными заданиями (с изображением оружия и одежды русского богатыря и современного солдата,
Карандаши красного и синего цвета на каждого ребенка.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята с воспитателем встают вкруг, берутся за руки.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в далекое прошлое нашей страны – в Древнерусское государство. (Медленно идем по кругу)
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли! (Остановились)
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Россия)
- Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… (Россия)
- Произнесите его торжественно (Россия)
- Как еще можно назвать Россию? (Родина. Отчизна. Страна. Родина-Мать. Отечество.)
- Что такое Родина? (Это место где человек родился. Это наш родной город Калининград. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели)
Воспитатель: Обратите внимание на звучание слов: род, родня, родственники, родители, родные места. Все они созвучны со словом Родина. Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля нас кормит и поит.
- Наша Родина Россия – это большая страна, с ее дремучими лесами, полноводными реками и озерами, высокими горами, глубокими морями, безбрежными полями. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие пословицы вы знаете о Родине? Мнемосхемы вам в этом помогут. (На мольберте приготовлены мнемосхемы)
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.
- За родной край и жизнь отдай.
- Родина любимая, что мать родимая.
Воспитатель: Как вы думаете, что значит любить свою Родину? (Это значит гордиться своей страной, любить ее, защищать и оберегать; быть достойным гражданином своей страны, своим старанием помогать процветанию и развитию страны, знать историю своего народа)
Воспитатель: Как называлась наша страна раньше? (Русь)
- Как называли себя наши предки? (Славяне, русичи)
- Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?
(«Славяне» похоже на слово «слава», славяне – славный народ)
Слайд 2
- Древние Славяне были светловолосые, голубоглазые, крупного телосложения, добрые и гостеприимные, очень храбрые смелые, они любили свою Родину.
Слайд 3
- Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Но в те далекие времена Русь была намного меньше. Со временем государство росло, расширялось, и сейчас Россия - самая большая страна в мире.
- А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? (Ответы детей)
- Зачем их нужно защищать? (Ответы детей)
- На Руси много лесов, рек, животных, растений, полезных ископаемых. Эти богатства издавна привлекали наших врагов – они хотели завладеть нашими землями.
Слайд 4
Слайд 5
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (степных кочевников Печенегов, Половцев, которые разоряли поселения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому необходимо защищать нашу Родину.
Слайд 6
Воспитатель: А вы знаете как произошло слово «защитник»? Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК. В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому воинов стали называть защитниками.
Игра: «Что? Где? Когда?»
Слайд 7 (Звучит музыка «Что? Где? Когда?» и на экране появляется сундук)
Воспитатель: Внимание на наш экран. Вопрос:
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Слайд 8 (Кольчуга)
Слайд 9 Вопрос:
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.
Слайд 10 (Шлем)
Слайд 11 Вопрос:
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же…
Слайд 12 (Меч)
Слайд 13 Вопрос:
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….
Слайд 14 (Щит)
Слайд 15
Воспитатель: Кому принадлежат эти предметы? (Богатырю)
Слайд 16
Воспитатель: Да, раньше на Руси защитников Родины называли богатырями.
- Какие еще предметы принадлежат богатырю? (Колчан со стрелами, палица, копьё, топор)
Воспитатель: Обратите внимание, что все оружие было очень тяжелым. Каким должен был быть воин, чтобы это все носить? (Очень сильным, крепким и выносливым)
Слайд 17
Воспитатель: Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Назовите имена богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
- На каких конях они сидят? (Добрыня Никитич на белом, Илья Муромец - на вороном, Алеша Попович, на гнедом)
- Почему такие большие и сильные кони под ними? (Если бы кони были маленькими, они не выдержали бы своих богатырей)
- С кем боролись эти герои - богатыри? Показ иллюстраций (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Тугарином Змеевичем)
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
Прямо, дальше и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо-
Получается на славу!
Игра: «Сложи картину «Три богатыря» из пазлов»
Воспитатель: Приглашаю вас к столу сложить картину «Три богатыря» из пазлов. (Пазлы заранее приготовлены на столах. Ребята подходят к столу, собирают пазлы в картину)
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (Картина «Три богатыря»)
Воспитатель: Минули времена былинных богатырей, но русское воинство продолжало расти и крепнуть.
- Мы с вами живем в современном мире, и в наше время у России тоже есть защитники. Кто они? (Это наша Российская Армия)
Слайд 18
Воспитатель: Скажите, какие военные специальности вы знаете? (Артиллеристы, танкисты, моряки, радисты, десантники, пограничники, летчики)
Слайд 19
Воспитатель: Давайте посмотрим на изображение солдата, который защищает Россию в наше время.
- Назовите экипировку современного солдата (форма защитного цвета, каска, спец очки, бронежилет, автомат, берцы)
Слайд 20
Воспитатель: Чем отличается внешний вид современного солдата от древнерусского богатыря? (Изменилась форма воинов, боевая техника, оружие)
- А как вы думаете, что общего у современного солдата и богатыря? (Сила, мужество, любовь к Родине)
- Сейчас о современной армии расскажут наши мальчики – будущие защитники Отечества.
Дети:
1. Я пойду служить танкистом,
Научусь в мишень стрелять!
2. Я пошёл бы в капитаны:
Плавать в реках и морях,
Охранять Россию стану
На военных кораблях.
3. У меня мечта простая:
Покорить бы высоту!
Лётчиком я стать мечтаю,
Но сначала подрасту!
4. А мне нравится пехота:
Каска, пряжка на ремне,
Очень важная работа –
Быть солдатом на земле.
Воспитатель: На нашей планете много разных стран. У каждой страны есть своя армия, в которой служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. В мирное время они проводят учебные сражения на военных полигонах. В армии есть корабли, самолёты, танки, вездеходы. У военных есть разные виды оружия: автоматы, пушки, миномёты, ракетные установки.
Игра: «Закончи предложение»
Воспитатель: Сейчас проверим, как вы знаете боевую технику и тех, кто ею управляет.
(Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают, показывается иллюстрация)
1. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт, Человек им управляет, что же это … (самолёт).
2. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, Отправляется в полёт наш российский … (вертолёт).
3. Под водой железный кит. Днём и ночью он не спит, Днём и ночью под водой охраняет наш покой … (подводная лодка).
4. Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять, И служить не на земле, а на военном … (корабле).
5. Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом управляется … (танкистом).
6. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик, Через несколько минут опустился … (парашют).
Дидактическая игра: «Что кому принадлежит»
Дети садятся за столы. На столах листочки с индивидуальными заданиями.
Воспитатель: Перед вами листочки, на которых изображены предметы. Вам нужно выбрать, какие предметы принадлежат богатырю, соединить красной линией эти предметы и богатыря, а какие предметы принадлежат современному солдату, соединить синей линией эти предметы и солдата.
- Какие предметы вы соединили с богатырем? (Русский богатырь: палица (булава, кольчуга, меч, шлем, копьё, щит)
- Какие предметы вы соединили с современным солдатом? (Современный солдат: граната, карта, пистолет, бронежилет, каска, сапоги (берцы, автомат)
- Какие предметы лишние? (Кастрюля, карандаши)
III. Итоги
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, что…ты, а ты…
- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Что запомнилось? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Да или нет»
Воспитатель: А сейчас проверим, насколько вы сегодня были внимательны и как хорошо запомнили все, что я вам рассказывала про богатырей.
Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете только словами: “Да” или “Нет”.
- Наша Родина сильна (да)
- И у нас она одна (да)
- На Руси богатыри есть (да)
- Им всегда хвала и честь (да)
- Илья Муромец герой (да)
- Он был самый молодой (нет)
- Соловья он победил (да)
- Из автомата подстрелил (нет)
- Алеша Попович тоже герой (да)
- Он сильный, смелый и молодой (да)
- Карабаса в бою победил (нет)
- На танках боролись богатыри с врагом (нет)
- Они воевали с мечом и копьем (да)
- Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
- Он змея сумел победить своей силой (да)
- Гордимся мы нашими богатырями (да)
- Хотим ли мы быть такими же сами (да)