Светлана Голоцуцкая
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир леса»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
на тему: «Волшебный мир леса»
(с детьми подготовительной группы)
Цель:
1Расширять представления детей о дереве, его отличительных особенностях.
2. Формировать у детей понимание, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать природу.
3. Обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Волшебный мир леса“» размещена в разделах
Предварительная работа:
- в совместной деятельности с детьми : чтение литературы, отгадывание загадок, составление описательных рассказов о деревьях участка, рассматривание энциклопедии, иллюстраций, труд детей на участке;
- составление выставок творческих работ детей;
- наблюдения на прогулке за деревьями; за насекомыми, птицами.
Методы и приемы: вопросы и напоминания, решение исследовательских и логических задач, сочинение логических цепочек с моделированием работы, работа со схемами.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
I часть Воспитатель: Ребята, догадайтесь о чем мы сейчас будем с вами беседовать, отгадайте загадку, и вы узнаете:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т. д.)
- Хорошо, а как мы можем узнать название деревьев? (по форме листвы, плодов, подвожу ответы детей к пониманию того, что деревья бывают фруктовые и лиственные, почему мы их так разделяем, что полезного приносят разные виды деревьев)
- Ребята, чем дерево отличается от других растений природы?
II часть Воспитатель: Начинается разминка! Отвечайте чётко, ясно, Чтобы было всем понятно.
- Давайте все вместе подберем определеннные слова, хакрактеризующие слово «дерево», какое оно?
- Какое может быть дерево? (стройное, высокое, старое, мощное, красивое, раскидистое, зеленое)
Появляется изображение дерева. Вспомните, какие у дерева есть части?
- Ребята, подберите определения к слову ветка. Ветка какая? – (толстая, тонкая, колючая, длинная, короткая, гладкая)
- Ребята, подберите определения к слову листья. Листья бывают какие? (резные, круглые, большие, маленькие, зеленые, желтые, иголочки)
- Ребята, подберите определения к слову ствол. Ствол у деревьев бывает какой? (тонкий, толстый, ровный, кривой, низкий, широкий….)
- Посмотрите, мы с вами вспомнили много красивых слов для дерева.
- Ребята, к нам кто- то пришел. Это Лесовичок, он потерялся, плачет и хочет, чтобы мы ему помогли добраться в сказочный лес, но для этого нужно выполнить интересные задания, которые находятся у него в руке. Поможем Лесовичку. Успокоим его и выполним все задания, поможем ему.
- Молодцы! Выполняем первое задание,
Поиграем в игру «Назови ласково» :
- Как мы можем назвать ласково дерево? ветку, лист?
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, под названием «Закончи фразу» :
Это что? (дерево)
Стоит около чего (около дерева)
Можно влезть на что? (на дерево)
Бежим к чему? (к дереву)
Разговариваем о чём? (о дереве)
Спрятаться за чем? (за деревом)
А сейчас разминка на внимание:
Я начну а кончайте, хором дружно отвечайте :
- Говорят, что муравей самый сильный из зверей,
- Говорят, что серый кот дружно с мышами живет?
- Говорят, петух в лесу скушал рыжую лису?
- Волк зубастый говорят, испугался двух зайчат!
- Говорят, ворона лает, А Барбос летает!Это правда?
Воспитатель проводит физминутку :
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед – (наклоны –повороты туловища)
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
Воспитатель: Дети. С глубокой древности люди поклонялись дереву. Много обычаев осталось с тех давних времен. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребенка: если рождался сын – сажали дуб, если дочь – сосну или березу. И сейчас, чтобы продолжать и укреплять традиции, люди стараются сохранять и оберегать нашу природу, озеленять нашу планету земля, часто высаживают аллеи памяти, зеленые зоны ограждений, восстанавливают парки, обновляют леса. У каждого народа были свои священные деревья, а вот дуб-богатырь прославляется в народных песнях и сказаниях у многих народов.
А сейчас мы поработаем с вами со схемами.
- Сейчас я вам буду называть ситуации, а вы мне скажите, как вы поступите.
1. На земле валяется бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ваши действия. (слайд)
2. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши действия. (слайд)
3. Вы увидели, что на берегу у реки мужчина моет машину. Ваши действия. (слайд)
4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Ваши действия. (слайд)
5. Дети срывают листья с деревьев, обламывают ветви, ваши действия.
- Ребята! Мы должны беречь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Посмотрите на картинки и скажите: Какие из них вы узнали?
В чем сходство и различие этих листьев?
- Ребята, какую пользу приносят деревья (очищают воздух, создают тень в жаркую погоду, красоту вокруг человека, служат убежищем для лесных зверей и птиц, а знаете ли вы правила поведения в лесу? Покажем Лесовичку наши знания.
Работа с карточками:
1. Не ловите бабочек и стрекоз
2. Нельзя разорять муравейники
3. Не оставляйте мусор в лесу.
4. Не повреждайте кору деревьев. (Не вырезайте надписи на деревьях)
5. Не бей стекло в лесу.
6. Не разводите костёр в лесу.
7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
8. Нельзя брать яйца из гнёзд
9. Не разводи костер в лесу.
10. Не забирай из леса домой животных.
11. Не шумите в лесу
Вывод : Все, что растет, все живое, но в отличие от человека не может защитить себя и попросить помощи.
III. Практическая часть
- Ребята, а где мы можем встретить необычные деревья (в сказке)
- Правильно, волшебные деревья можно увидеть на иллюстрациях к сказкам, на многих картинах художников, а можно придумать и нарисовать самим. Мы сегодня много разговаривали о деревьях, о пользе, которой они приносят людям. И сегодня каждый из вас нарисует сказочное дерево, а все вместе они будут составлять наш сказочный лес, где и будет жить наш Лесовичок. У нас осталось одно последнее задание.
- Подумайте, какое будет дерево?
- Чем оно будет необычным, сказочным?
- Что на нем будет расти?
- Подойдите к столу, выберите для себя необходимый материал (краски или карандаши, бумагу, и если вы придумали и представили для себя свое сказочное дерево, то можете приступать к работе.
В конце НОД подводим итог занятия, любуемся сказочными деревьями, предполагаем, какая волшебная сила у наших деревьев. Лесовичок благодарит детей за помощь.
Литература
1. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2013.-232 с.
2. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду- мир растений - М. :ТЦ Сфера, 2005.- С. 240с.