Людмила Ивановна Берестова
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Составление рассказа по картине «Уборка овощей»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели. Расширить представления детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.
Развивающие цели. Развивать связную речь, память, мышление, зрительное внимание, общую моторику.
Воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Публикация «Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы, Составление рассказа по картине „Уборка овощей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Оборудование. Картина В. М. Каратая «Уборка овощей», символы для составления алгоритма рассказывания, коврограф, корзина с овощами.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Урожай», наблюдения за осенними изменениями в природе.
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
Педагог заканчивает подготовку к занятию и предлагает детям встать у своих стульчиков.
Педагог. Ребята, вы заметили утром, когда шли в детский сад, какая сегодня чудесная погода? Ярко светит солнце, дует теплый ветерок, хотя уже наступила осень. Сегодня мы поговорим о тех изменениях в природе, которые происходят ранней осенью, рассмотрим картину «Уборка овошей» и составим рассказ по ней.
2. Вводная беседа. Оживление личного опыта детей. Развитие связной речи, памяти. Создание фона восприятия картины.
Педагог приглашает детей к окну. Рассматривание фотографий спортсменов
• Ребята, посмотрите на фотографии спортсменов. Как вы думаете, почему они достигли таких результатов? Что они делали, чтобы быть такими сильными, ловкими?
• Правильно, они занимались зарядкой, закаливались и правильно питались.
• А что значит правильно питаться?
• Правильно, надо есть продукты, богатые витаминами.
• Назовите эти продукты. (Овоши, фрукты)
• Молодцы. Вот сегодня мы и поговорим об овощах.
• Где растут овощи?
• Чем они полезны?
Давайте вспомним слова из сценки спор овощей. Что говорил каждый из овощей?
Дети вспоминают слова из знакомой сценки «Спор овощей»
Педагог. Верно, вы отлично справились с заданием. И теперь мы можем рассмотреть картину «Уборка овощей».
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Расширение и уточнение словаря по теме «Осень. Труд людей осенью». Развитие диалогической речи.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом с картиной, дает детям несколько минут для рассматривания картины, читает в это время стихотворение.
Педагог.
Машины в поле, трактора,
Людей — не сосчитать.
Знать, урожай пришла пора им с поля убирать.
В. Нищева
Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди, изображенные на ней.
Дети. Люди убирают урожай овошей.
Педагог. Какие овощи они убирают?
Дети. Они убирают картошку. Машины, изображенные на переднем плане, везут капусту.
Педагог. Какую технику художник изобразил в центре картины?
Дети. По полю едет трактор с картофелекопалкой. Она копает картошку. Картошка сыплется в кузов грузовика.
Педагог. Что изображено на заднем плане картины?
Дети. Мы видим трактор с прицепом, полным картошки. Рядом с трактором идут люди с инструментами. Наверное, они уже закончили работу.
Педагог. Что делают рабочие на краю поля?
Дети. Трое рабочих ставят ящики с картошкой, а двое рабочих с пустыми ящиками идут к картофелекопалке.
Педагог. Славно потрудились полеводы, вырастили отличный урожай. Сколько труда они вложили в него! Весной они пахали и боронили поля, проводили посевные работы; летом боролись с сорняками и вредителями растений, занимались поливкой. И вот теперь они убирают с поля крупный отборный картофель, хрустящую белокочанную капусту.
Но давайте продолжим рассматривание картины и расскажем об осенней природе. Как ее изобразил художник? Расскажите о погоде, о небе, лесе. Какие они?
Дети. Стоит солнечный осенний день. Небо чистое. Стая птиц улетает на юг. Вдалеке виден разноцветный осенний лес.
Педагог. Вы были очень внимательны при рассматривании картины, а теперь давайте немного отдохнем.
4. Физкультурная пауза «Урожай». Расширение и уточнение глагольного словаря по теме (соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем). Координация речи с движением, развитие ручной моторики. Закрепление умения двигаться по кругу, выполнять движения в общем для всех темпе.
Педагог приглашает детей на ковер и выполняет упражнения вместе с ними.
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,--- Дети идут по кругу, взявшись
за руки.
Как играют в прятки
Огурцы на грядке---Приседают, закрывают глаза руками
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,---Поднимаются, тянут руки вверх
Как от утренней росы
У бобов блестят усы---Руки на поясе, наклоны в стороны
Как краснеют у забора
Великаны помидоры---Руки на поясе, повороты
Все растет, все цветет,
Никому не тесно---Наклоняются вперед, тянут руки в центр круга,
затем выпрямляются, разводят руки в стороны
Приходите в огород –
Очень интересно---Хлопают в ладоши
5. Коллективное составление плана и алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.
Педагог раскладывает на столе картинки-символы, необходимые для составления алгоритма рассказа, и предлагает детям подойти к столу.
Педагог. Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки-символы, которые мы будем закреплять на наборном полотне по порядку. Как вы думаете, с чего лучше начать рассказ?
Дети. Мы расскажем о природе, о погоде, о небе, о лесе.
Педагог. Выберите необходимые символы и закрепите их на наборном полотне
Дети помещают на наборном полотне следующие символы.
Солнце и 2 облака
Улетающие птицы
Лес
Педагог. Верно. О чем вы расскажете дальше? Дети. Потом мы расскажем о том, что делают люди, нарисованные на картине. Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно
Два человека копают картошку
Педагог. Хорошо. Что вы опишете потом?
Дети. Мы расскажем о технике, которую видим на картине.
Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно.
Грузовик и трактор
Педагог. Чем вы закончите рассказ?
Дети. Мы расскажем о настроении, которое вызывает картина.
Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно.
| Улыбающееся лицо.
Педагог. Не забудьте рассказать о том, в каких тонах написана картина — в теплых или холодных.
6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
7. Рассказ по картине «Уборка овощей» с использованием алгоритма. Развитие связной речи. Совершенствование навыка работы по алгоритму. Формирование целостного представления об изображенном на картине.
Педагог может предложить сначала составить рассказ по частям четверым детям, а потом вызвать одного ребенка, который повторит рассказ целиком.
1-й ребенок. На картине изображен ясный осенний день. Стоит теплая солнечная погода. Стая птиц улетает на юг. Лес уже стал разноцветным.
2-й ребенок. На переднем плане нарисованы люди, которые убирают урожай. Трое рабочих ставят ящики с картошкой, двое рабочих несут пустые ящики к картофелекопалке. На заднем плане мы видим людей, которые уже закончили работу и уходят с поля с инструментами на плечах.
3-й ребенок. В центре поля мы видим трактор с картофелекопалкой. Картофелекопалка выкапывает картошку. Картошка сыплется в кузов грузовика. На заднем плане трактор везет прицеп, полный картошки. По дороге едут грузовики с капустой.
4-й ребенок. Картина написана в теплых тонах и вызывает хорошее настроение.
Педагог. Молодцы! Мне очень понравился рассказ, который вы составили. Кто из вас может повторить его целиком?
Один ребенок повторяет весь рассказ.
8. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.
Педагог убирает наборное полотно с алгоритмом.
Педагог. Вы запомнили, как называется картина, которую мы сегодня рассматривали?
Дети. Картина называется «Уборка овощей».
Педагог. Мне очень понравилось, как все работали на занятии. Но все-таки чью работу вы бы отметили особенно?
Дети оценивают работу друг друга и аргументируют свои ответы.