Людмила ПОСПЕЛОВА
Составление творческого рассказа по картине «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально
воспринимать содержание.
2. Учить составлять рассказ из личного опыта с элементами творчества по сюжетной картине «Зимние забавы».
3. Учить детей составлять конец рассказа.
4. Учить рисовать с натуры с применением пропорций.
5. Воспитывать творческие способности и фантазию.
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
Публикация «Составление творческого рассказа по картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Закреплять умение подробно и последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие.
3. Составлять предложения и включать их в связное высказывание.
4. Расширять и обогащать словарь детей по картине «Зимние забавы».
5. Учить детей рисовать с натуры, передавая особенности строения,пропорции, окраску, размещение на листе.
6. Развивать технические навыки: работа с простым карандашом, линейкой.
7. Воспитывать внимание, заботливое отношение к окружающим.
8. Развивать умение слушать и оценивать ответы сверстников.
Материалы и оборудование:
1. Картина «Зимние забавы» В. Л. Игнатьева.
2. Весенний цветущий цветок в горшочке.
3. Игрушечные санки.
4. Альбомные листы на каждого ребенка.
5. 1-2 ватмана для образца.
6. Простые карандаши, цветные карандаши, линейки, подставки.
7. Ноутбук, флэшка со слайдами работ художника Б. Л. Игнатьева.
Предварительная работа:
1. Дидактические игры «Собери снеговика», «Зимушка».
2. Беседа о зиме, зимних месяцах.
3. Рассматривание иллюстраций картин, картинок о зиме, зимних развлечениях.
дидактические игры «Собери снеговика», «Зимушка».
4. Чтение художественной литературы: стих. С. Есенина «Зима», «Белая береза»; И. Сурикова «Зима»; М. Карем «Снеговик».
5. Загадывание загадок о зиме, зимних месяцах.
6. Лепка снеговика, санок с детьми, играющих детей в снежки.
7. Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».
8. Наблюдение во время прогулки за играющими детьми.
9. Наблюдения за явлениями природы зимой.
10. Рисование с натуры: «Комнатные растения», «Ветка тополя в вазе», «Игрушечные санки».
Коррекционная работа:
1. Тренировать навык самоконтроля за звукопроизношением.
2. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Литература:
1. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление».
2. «Составление описательного рассказа по опорным схемам».Методическое руководство 2005 года.
3. ТихомироваЛ. Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет» 2005 года.
4. Короткова Э. П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию».
5. Бородич А. М. «Методика развития речи детей.
6. Журналы «Дошкольное воспитание» №12 - за 2000 г. ; №3, 10, 12 - за 2001 г.
№4 – за 2002 г. ; №9 – за 1996 г.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель показывает комнатное цветущее растение в горшочке. Говорит,что подарили на женский праздник. Обращает внимание на красоту распустившихся цветов и бутонов.
Задает вопросы:
- Когда бывает женский праздник?
-Какое впечатление от праздника?
-Какие праздники для вас самые яркие, любимые? (подвожу к празднику Новый год)
-В какое время года был новогодний праздник?
Ответы детей, дополнения воспитателя.
Воспитатель:
- Наш язычок тоже никак не может забыть зиму, как и вы.
Предлагает воспитатель послушать артикуляционную сказку:
-Была чудесная, снежная зима. Наш язычок видел, как веселятся дети зимой, играют в интересные игры. Он запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их с вашей помощью повторить.
Артикуляционные упражнения:
1. «Подуй на снежинку»
2. Яычок показывает, как ветер кружит снежинки.
3. Язычок строит «горку»: то высокую, то низкую.
4. Ручки заморозим и ручки погреем.
Воспитатель:
-А можем ли мы вернуться к сказочному времени года? (картина «Зимние забавы» висит закрытая на доске).
-Что нам напоминает зиму в группе?
Ответы детей, дополнения воспитателя.
Далее воспитатель говорит о том, что многие художники в своих работах изображали зиму. И у нас есть такая картина, с которой мы уже знакомы (пом. воспитателя открывает картину). Предлагаю ребятам присесть на стульчики.
Воспитатель:
-Вспомните, как называется эта картина.
-Что означает слово забава?
-Кто написал картину?
-Как можно назвать по-другому эту картину?
Ответы детей.
Воспитатель привлекает внимание ребят рассмотреть картину. Говорит о том, что сегодня они составят необычные рассказы по картине. Напоминает детям, что рассказывать необходимо по плану: 1 часть-начало (где говорится о погоде, фоне);
2 часть - основная (обо всех событиях, происходящих на картине);
3 часть- концовка рассказа, анализ.
Беседа по вопросам:
-Какое время года изобразил художник на картине?
-Считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась?
-Как художник показал, что день не очень холодный, приятный?
-Как определили, что день солнечный, безветренный?
-Как вы считаете, на картине выходной или будничный день? Как вы поняли?
Ответы детей, мои дополнения.
Воспитатель предлагает представить, пофантазировать, что в этот солнечный денек все вышли на улицу гулять. По желанию ребят предлагает описать зимний день по картине.
Описательный рассказ ребенка.
-С каким настроением дети вышли гулять? Покажите (дети мимикой показывают настроение).
Затем воспитатель говорит ребятам о том, что мы сегодня поиграем в воспоминания.
Воспитатель:
-Вы знаете, что зима уже прошла.
-А можно сейчас вспомнить зиму?
-Я «зайду» в картину. Зашла, прислушалась… Услышала поскрипывание снега, веселый смех, увидела знакомых ребят. Решила подойти к ним.
Воспитатель «подходит» поочередно к группам детей: 1группа-группа детей, которые лепят снеговика; 2- дети на горке; 3- к детям, спустившимся с горки;
4- к мальчику и собаке; 5-к лыжникам; 6-к ребятам на катке.
Воспитатель ведет беседу с ребятами. Дети составляют рассказы по- своему
сюжету. В конце каждого сюжетного описания (из личного опыта с элементами творческого рассказывания) воспитатель учит детей составлять конец рассказа.
Перед тем, как подойти к лыжникам, воспитатель предлагает ребятам встать и размяться.
Физкультминутка:
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках.
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катали.
А потом без сил упали.
И домой мы побежали.
При описании сюжета сначала воспитатель спрашивает слабого ребенка, а потом - более сильного. Со снеговиком – среднего, слабого, сильного (он составляет полный рассказ). После 3-х полных рассказов по картине воспитатель делает свой анализ.
Воспитатель спрашивает:
-Как вы, ребята, считаете, у кого особенно был интересный рассказ по сюжету?
Ответы детей.
-Надежда Ильинична (пом. Воспитателя, а какой вам рассказ понравился и почему?
Ответ Н. И.
Ответы детей, мои дополнения.
Воспитатель подводит итог рассказов – воспоминаний (анализ).
-Все рассказы о зимних забавах, ребята, были интересными, но особенно ярким, выразительным, эмоциональным был у (вместе с ребятами отмечаем)
-Какая же забава оказалась самой забавной и почему?
-Что бы мы могли нарисовать с вами?
Воспитатель говорит о том, что следующая деятельность будет тоже необыкновенной – рисование с натуры. Для этого необходимо подготовить рабочее место. Дети готовятся к рисованию: берут подставки, простые карандаши, цветные карандаши, линейки. В это время воспитатель с пом. воспитателя готовят все необходимое на доске к занятию.
Затем воспитатель предлагает подойти к полке, на которой стоят игрушечные санки. Рассматривают, уточняют: из каких частей состоят санки (полозья, крепления, дуга с завитком, спинка); цвет санок.
-Ребята, не забыли, какое будет рисование?
-Мы пытались рисовать?
-На что нужно обратить внимание?
Ответы детей, мои дополнения.
Воспитатель предлагает ребятам присесть на стульчики и посмотреть, как она изобразит спинку санок с натуры на листе (помещен на доске). Показ.
Воспитатель напоминает детям о том, что очень важно определить центр листа; соблюдать пропорции санок (условная мерка – карандаш); расположение санок на листе; внимательно следить глазами за рукой; простым карандашом работать легко, нанося набросок.
После объяснения, показа воспитатель предлагает взять альбомные листы со своим фоном (заранее приготовленные детьми).
Вопросы:
-Что ищем на листе?
-Что используем, чтобы были пропорции?
Ответы детей, начало работы.
В процессе рисования воспитатель следит за осанкой детей, обращает внимание на то, что рисуют дети, тихо напоминает ребенку о работе с простым карандашом (легко).
Закончив работу, дети вешают на магнит свою работу на доску. Вместе с детьми проводится анализ работ. Отмечается аккуратность, соответствие цвета цвету с натуры, правильное (или неправильное) расположение санок на листе, правильные (или неправильные) пропорции.
Вопросы:
-У кого сани похожи на сани с натуры?
-Такие же пропорции?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Поработали мы, как художники. Запомнили, кто художник картины «Зимние забавы»?
-Смотрели картины художника Б. Игнатьева? Понравились?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям пригласить воспитателей посмотреть интересные картины художника. Показ картин Б. Игнатьева в слайдах для детей и воспитателей. Восхищение картинами.