лейла акобиа
Образовательная деятельность «Путешествие в страну Пушкиниану»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие. 1. Обобщение и систематизация знаний детей о России (флаг, герб, гимн, территория России, некоторых ее местах: озеро Байкал, Арктика, Кавказские горы, Черное море, Сибирь, таежный лес);
2. Познакомить с пушкинскими местами.
Развивающие. 1. Развивать навыки выразительного чтения стихотворений; способствовать обогащению речи детей выразительными средствами.
2. Развивать память, речь детей.
Воспитательные. 1. Воспитывать уважение к культуре народа, к творчеству гениального поэта.
Публикация «Образовательная деятельность „Путешествие в страну Пушкиниану“» размещена в разделах
2. Воспитывать патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение.
Оборудование: слайд-проект по теме; репродукции к сказкам Пушкина;
репродукции таежного леса, озера Байкал, Арктики, Кавказских гор;
записи: музыкальные отрывки из балета «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, звуков «Шум моря», «Шум леса», романса на стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер» в исполнении О. Даля; выставка детских работ к сказкам; выставка книг А. С. Пушкина.
ТСО: мультимедийный экран.
Предварительная работа.
Беседа о российской символике (герб, флаг); рассматривание иллюстраций городов, рек, морей; знакомство с картой России.
Проведение НОД по ознакомлению с Арктикой, озером Байкал, Кавказскими горами, таежным лесом, Черным морем, Сибирью, г. Омском.
Проектная деятельность по теме «Здравствуй, Пушкин».
Совместная работа с библиотекой «Золотой ключик».
Чтение познавательной литературы.
Продуктивная деятельность по проекту «Здравствуй, Пушкин».
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, осталось совсем немного времени и вы пойдете в школу. Вы много знаете, много умеете. А знаете ли вы, что такое путешествие?
Дети. Это когда люди едут в другие страны, города, на острова, чтобы что-то увидеть, узнать
Воспитатель. Представьте, что к нам, в Россию, приехали путешественники из других стран, чтобы вы могли им рассказать о нашей стране?
Дети. Наша страна самая большая на планете. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны идет снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете почти сутки. У нашей страны есть свой герб и флаг, гимн. Флаг состоит из трех цветов: белый, синий, красный. На гербе изображен двуглавый орел.
Дети читают стихи о гербе и флаге.
Белый цвет – березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Гимн – это главная песня страны, она о том, как мы любим свою страну.
Показать слайды: озера Байкал, Черного моря, таежного леса, Арктики, Кавказских гор.
Воспитатель. Что вы можете рассказать об этих местах путешественникам?
Дети рассказывают все, что знают об этих местах.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительную страну Пушкиниану. Это такая страна, где жил А. С Пушкин, где жили и живут герои стихов и сказок А. С. Пушкина. Поскольку наша страна – это страна голубых озер, рек, морей, мы отправимся в наше путешествие на сказочном кораблике. Сейчас мы свами его сделаем.
Дети вместе с воспитателем делают кораблик из стульчиков.
Воспитатель. Садитесь в кораблик.
Показ слайда: кораблик из «Сказки о Царе Салтане».
Воспитатель.
«Ветер по реке гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах…»
Воспитатель. А пока плывет наш кораблик, я вам немного расскажу о нашем путешествии. Великого русского поэта А. С. Пушкина знают и любят и дети, и взрослые. Страна Пушкиниана, в которую мы с вами отправились, - это и улицы Москвы и Петербурга, где родился, жил и творил поэт, это и Царское село, где он учился, это просторы села Михайловского и степные поля села Болдино, где в разные годы жил и творил Пушкин.
Во время рассказа показать на карте Москву, Санкт – Петербург, Царское село, Псковскую область, где находится с. Михайловское, Нижегородскую область, где находится с. Болдино.
Воспитатель предлагает сказать кому-нибудь из детей волшебные слова:
«Ветер по реке гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Кораблю пристать велят…»
Воспитатель. И приплыли мы с вами в г. Москву (во времена, когда жил Пушкин Москва не была столицей России, столицей был г. Санкт - Петербург).
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799г. В Москве в доме на Молчановке в семье отставного майора Сергея Пушкина и жены его Надежды. Первым воспитателем и учителем маленького Саши была его няня – Арина Радионовна. ( показ слайда: портрет Арины Родионовны).Эта простая русская женщина знала великое множество сказок и песен. Длинными зимними вечерами она рассказывала мальчику сказки и пела русские песни, любовь к которым Пушкин пронес через всю жизнь. Москва для А. С. Пушкина, где он провел свое детство, где навсегда подружился с книгами и стал писать свои первые стихи.
Первое свое дальнее путешествие Пушкин совершил еще в годовалом возрасте, когда его родители провели в Санкт – Петербурге несколько месяцев. А настоящее знакомство с городом состоялось позже, когда дядя поэта привез Александра в Петербург для поступления Царскосельский лицей. ( Показ слайдов: Царское село, лицей, в котором учился Пушкин).
Пока Александр Сергеевич учился лицее, его родители переехали в Петербург. Здесь же жил Пушкин и после окончания лицея. Устроился на службу. В свободное время посещал театры, участвовал в работе литературного общества, писал стихи. В Петербурге была написана замечательная поэма «Руслан и Людмила». Как не вспомнить любимые строки?
Отрывок «У Лукоморья дуб зеленый…» читает ребенок.
Показ слайдов: «Лукоморье…»
Воспитатель. Давайте поплывем дальше.
Когда – то земли по берегам двух живописных озер Курчане, Маленец и красивой реки Сороти были дарованы прадеду Пушкина царем Петром Великим. Одно из сел Михайловское по наследству досталось матери поэта.
Показ слайдов: река Сороть, с. Михайловское, усадьба Пушкина.
Здесь он написал более ста произведений. А. С. Пушкин был наблюдательным человеком,он замечал прелести зимнего и осеннего пейзажа и видел, как красота каждого времени года пробуждает лучшие чувства в душах людей. Давайте, ребята пройдем пешком по этим удивительным местам, где гулял Пушкин. Ребята, я вам предлагаю присесть на полянку. Хоть сейчас и весна, давайте почитаем стихи Пушкина «Зимнее утро», «Уж небо осенью дышало».
Включить запись звуков природы «Шум леса».
Дети читают наизусть стихи.
Воспитатель. Занимайте свои места на кораблике. Дальше мы с вами поплывем в село Болдино.
Село Болдино находится в Нижегородской области.
Показ слайдов: село Болдино, усадьба в Болдино.
Воспитатель. В каждое свое посещение Болдина Пушкин писал сказки. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Дети называют сказки Пушкина.
Воспитатель.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана.
Ребята, а какие чудеса произошли на этом острове?
Дети. «Чудо-белка, Тридцать три богатыря, Царевна-лебедь».
Показ слайдов: Белочка, Тридцать три богатыря, Царевна- лебедь.
Воспитатель. Прочитайте отрывки из сказки об этих чудесах.
Дети читают отрывки в музыкальном сопровождении (фонограмма из балета Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
Запись звуков природы «Шум моря».
Воспитатель. Ребята, что это за шум? В какой сказке море сначала «слегка разыгралось», потом «помутилось», «стало неспокойно», и «почернело».
Дети. «В сказке о рыбаке и рыбке».
Воспитатель. Как вы думаете, почему природа была недовольна?
Дети. Старуха каждый раз меняла желания и хотела, чтобы рыбка ей прислуживала.
Воспитатель. Ребята, выйдем на берег и отдохнем.
Физминутка.
Мы по морю проплывали –
Птицу-лебедь увидали.
А как вышли мы на берег,
Там увидели мы терем,
Черномора, повариху,
Белку, бабу-Бабариху…
Раз, два, три, четыре, пять,
Любим сказки мы читать!
После физминутки выходит девочка в короне с зеркалом.
Воспитатель. Скажите, ребята, из какой сказки эта царица?
Дети. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель. Послушаем, что говорит эта царица.
Инсценировка отрывка из сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Воспитатель. Ну что ж, ребята, наше путешествие в удивительную страну Пушкиниану, подходит к концу, занимайте свои места на кораблике, и мы отправляемся в свой город … Омск.
Мы побывали не во всех пушкинских местах, вы обязательно узнаете об этих местах, когда станете школьниками. Вы познакомитесь с новыми произведениями Пушкина : рассказами, повестями, стихами. Настолько красивы его стихи, что композиторы сочиняли к ним музыку. Получались необыкновенные романсы.
Прослушивание романса на стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер», композитор М. Яковлев в исполнении О. Даля.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что каждому понравилось в нашем путешествии?
Мы будем учиться у Пушкина всю жизнь. Читая произведения Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых замечательных поэтов – А. С. Пушкина.