МААМ-картинки

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами

Кудинова Елена Владимировна
Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами
▼ Скачать + Заказать документы

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами

Кудинова Елена Владимировна

воспитатель, Десерт Элина Игоревна воспитатель.

Российская Федерация, г. Белгород, МАДОУ д/с № 69 «Сказка»

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автором дается описание содержания работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами.

Публикация «Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами» размещена в разделах

Ключевые слова : словарь, общее недоразвитие речи, фразеологизмы.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии и дошкольной педагогике, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

B толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение понятия «словарь» – это совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь [3].

В исследованиях Г. С. Гуменной, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, С. Н. Шаховской и др. отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Словарь этих детей характеризуется значительным расхождением объема пассивного и активного словарного запаса, снижением возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченностью понимания слов с переносным значением (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская). Т. В. Захарова указывает на фрагментарность усвоения выразительных средств речи дошкольниками с общим недоразвитием речи, в том числе фразеологических оборотов.

Важным аспектом коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения является активное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Логопед выполняет задачу обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. Воспитатель, в свою очередь, обогащает словарь детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра, закрепляет речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда, проводит групповые занятия по развитию речи, обогащает отработанную лексику в соответствии с лексическими темами программы.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Поэтому в настоящее время остается актуальным поиск новых путей и способов обогащения словарного запаса детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи. Поэтому в качестве средства, позволяющего решить поставленную проблему, является использование фразеологизмов.

Л. Л. Нелюбин определяет фразеологизмы как сочетания слов, т. е. раздельно оформленные образования с полностью или частично переосмысленными компонентами [2].

Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в коррекционно-педагогическую работу рекомендуется включать фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении.

Вслед за Ж. В. Антиповой считаем, что при организации коррекционно-педагогической работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами необходимо учитывать: представления науки о семантической структуре слова, положение о целостности языка и его системном характере, деятельностный подход, принцип программирования при формировании речи, единство формирования словаря и развития мышления, познавательной активности, дифференцированный подход, принцип поэтапности [1].

В условиях дошкольного образовательного учреждения нами организуется и реализуется в настоящее время работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами, проводить которую рекомендуем согласно трем этапам: 1 этап – ознакомительный, 2 этап – тренировочный, 3 этап – закрепительный.

На ознакомительном этапе происходит знакомство детей с фразеологическими единицами. Главным на этом этапе является выяснение фразем, перевод их на понятный язык детям.

Направление 1. Знакомство детей с переносным значением слов. Воспитатель произносит словосочетание, а ребенок за ним повторяет, затем педагог объясняет значение фразем, и просит ответить на вопросы: У какого человека бывают золотые руки? Какой сон называется сладким? Когда журнал бывает свежим? У кого бывает лисий характер?

Направление 2. Разъяснение смысла пословиц. Детям предлагается пословица, затем такие вопросы как: Когда так говорят? Что означает пословица? Например, «Без труда нет плода», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь» и т. п.

Направление 3. Знакомство со значением фраземы через рассказ. Воспитатель читает отрывки из рассказа С. В. Михалкова «Прогулка», затем просит детей найти крылатое выражение и ответить на вопрос: Почему так говорят? О чем так можно сказать? К примеру, «Петя спросил девочку, не скажет ли она как пройти в булочную? - Конечно, скажу и покажу. Я здесь все как свои пять пальцев знаю». (Как свои пять пальцев, т. е. хорошо ориентироваться в чем-либо).

Тренировочный этап имеет цель научить детей самостоятельно объяснять фраземы и употреблять их в собственной речи. На этом этапе дошкольники знакомятся со словами антонимами, синонимами, фразеологизмами в процессе чтения художественной литературы. Воспитатель вместе с детьми из текста выделяет фразеологизмы. Происходит обучение самостоятельного толкования знакомых фразеологизмов в художественных произведениях, загадках, пословицах.

Направление 1. Развитие умения подбирать нужное слово по смыслу фразеологизмы. Воспитатель читает выражение и вместо паузы просит вставить названия животных, которые они видят на картинках. Например, голоден как, хитер как, труслив как, здоров как, нем как, грязный как…

Направление 2. Развитие логического мышления и памяти. Педагог читает сказочные фразеологизмы и просит детей закончить крылатые выражения, взятые из сказок. Затем, просит вспомнить, в каких сказках встречаются эти выражения: Поди туда – не знаю куда, …; Скоро сказка сказывается, …; Это все присказка, …; Ответы: принеси то – не знаю что; да не скоро дело делается; сказка будет впереди.

Направление 3. Развитие умения заменять фразеологизмы словами – синонимами. Взрослый читает фразему, просит объяснить значение, затем просит заменить фразеологический оборот похожим словом. Например, рукой подать; повесить нос; сидеть сложа руки; зарубить на носу. Ответы: медленно, близко, грустить, лениться, запомнить.

Направление 4. Развитие умения классифицировать фразеологизмы по их значению. Воспитатель произносит фразеологические обороты и просит отнести их к значениям «бездельничать», «обманывать» : сидеть, сложа руки; лодыря кормить; бить баклуши; водить за нос; вводить в заблуждение.

Направление 5. Развитие умения понимать значение фразем. Воспитатель загадывает загадки, ответы к которым можно найти, зная значение фразем : Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

Закрепительный этап направлен на закрепление умения использовать в самостоятельных рассказах фразеологизмы. Этап включает задания на формирование умения конструировать высказывания, которые включают фразеологизмы.

Направление 1. Формирование умения конструировать высказывание, включающее фразеологизм. Педагог просит детей вспомнить крылатые выражения, связанные с: конем, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньей, курицей. Ответы: не в коня корм; пахать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; считать ворон; свинья всегда грязь найдет; денег куры не клюют.

Направление 2. Закрепление знаний о пословицах. Воспитатель сообщает, что пришло письмо от Незнайки, в котором он написал пословицы. Исправьте ошибки и объясните значение пословиц : Готовь лыжи летом. – Готовь сани летом, а телегу зимой. Цыплят считают и зимой. – Цыплят по осени считают.

Направление 3. Закрепление происхождения и смысла фразеологизма. Воспитатель читает стихотворение и просит дошкольников определить, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.

Направление 4. Закрепление умения понимать значение фразеологизмов. Педагог загадывает загадки, просит отгадать загадку и показать отгадку. Например, «Ее набирают в рот, чтобы молчать; Ею не разлить неразлучных друзей». (Вода)

Направление 5. Развитие логического мышления, зрительного внимания и связной речи. Педагог выкладывает перед ребенком иллюстрацию, читает пословицу или поговорку и предлагает ребенку объяснить ее значение.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем, поэтому возникает необходимость организации работы, направленной на обогащение словарного запаса у них. Работа по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами требует от воспитателя соблюдения ряда принципов, этапов, направлений, учета особенностей когнитивно-речевого развития детей данного категории, тщательного подбора речевого материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис.. канд. пед. наук. – М., 1998. – 174 c.

2. Нелюбин Л. Л. Введение в технику перевода (когнитивный теоретико-прагматический аспект). – М. : Изд-во МГОУ, 2007. – 188 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 4-е изд., доп. – М. : ООО «А ТЕМП», 2008. – 944 с.

Публикации по теме:

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей «Обогащение словаря дошкольников» Консультация «Обогащение словаря дошкольников» Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Научно-методические основы формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных тренажеров Проблема формирования словаря у детей занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Во-первых, формирование.

Обогащение словаря дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых Вопросы ознакомления детей с трудом взрослых нашли отражение в программно-методических документах. Особо отмечается работа «Родной край».

Расширение и обогащение словаря у детей с общим недоразвитием речи на основе фольклорного материала Работу по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала начинаю уже в старшей группе компенсирующей направленности.

Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В последнее время резко увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи при дизартрии, когда искажается звукопроизношение вследствие.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 15:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами» (включая файлы) размещена пользователем Кудинова Елена Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД