Наталья Борисова
Консультация для воспитателей «Обогащение словаря дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Обогащение словаря дошкольников»
Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими исследователями, которые считают ее (взаимосвязь) одной из закономерностей овладения языком. Это объясняется самой сущностью языка, в которой фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи выступают в тесном единстве.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обогащение словаря дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.
Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М. М. Кониной и ее учениками (В. И. Яшина, Н. П. Иванова, А. П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Картинку она рассматривала как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, который является необходимым условием развития связной речи; затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.
Исследования, посвященные вопросам развития лексической стороны речи детей, дали возможность уточнить преемственные связи в работе над смысловой стороной слова с детьми средней и старшей групп, разработать методику работы (специальные лексические упражнения, речевые ситуации) для совершенствования семантической точности употребления слов в разных контекстах.
Становление системы лексических значений слов родного языка происходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте каркас семантических отношений только начинает складываться, формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка. Трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей четвертого года жизни связаны с рядом причин: быстрой утомляемостью детей, несоответствием овладения фонетическим и содержательным планом слов, а также неспособностью к вычленению существенных признаков слова.
Знакомя детей с новой лексикой, воспитатель учит группировать слова, строить простые словосочетания и предложения в зависимости от условий коммуникативной ситуации. Сначала дети в условиях широкого использования наглядности учатся подбирать слова, обозначающие предметы, их действия и качества. С целью обогащения адъективного слоя лексики у детей нужно активизировать понимание и употребление семантических шкал: много — мало, большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, толстый — тонкий, быстрый — медленный, разный — одинаковый. Одновременно им нужно показывать, как словообразовательные единицы меняют основное значение слова, носителем которого является корневая система (медведь — медвежонок — медведище). Дети должны учиться понимать значение слов с суффиксами, образующими названия детенышей животных (заяц — зайчонок, корова — теленок, приставок, образующих различные оттенки значения глаголов (шел — пришел, ушел — вышел). Нужно знакомить детей и с разными формами образования глаголов от звукоподражаний (мяу — мяукать, ква — квакать, кря — крякать) (А. И. Лаврентьева).
Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется познавательный интерес к содержательной стороне слова, вырабатывается способность ориентироваться на коммуникативные условия при использовании семантических: средств в речевой деятельности. Наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.
Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя зеленая — пушистая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать, платье — рубашка — одежда — узор, острая — тонкая и т. п.
Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т. п. ; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слона (старый дом — ветхий; старое платье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействительный, или: свежий хлеб — черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная).
Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом, но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, золотые руки; лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для развития понимания слов в переносном значении необходимо проводить упражнения с именами прилагательными и глаголами, которые в зависимости от противопоставлений в словосочетаниях меняют свое значение: Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая). Пластилин мягкий, а камень. (твердый). Кроме того, необходимо формировать и умение выбирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.
Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто, что умеет делать?».