Татьяна Бурмистрова
Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий его нормального психического развития. Активное пользование ею имеет большое значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.
Публикация «Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Задержка речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря об отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
В научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению понятия «речевая активность». И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматриват её как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью. Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. И. Божович, О. Е. Грибова, Р. М. Фрумкина как условие речевого общения. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия как показатель интеллектуального развития.
Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются
термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». Под
коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. «Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы.
Проявлениями речевой активности исследователи считают: быстроту
речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и
точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи.
Проявления речевой активности зависят, прежде всего, от потребности в
общении. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт. В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок, его нужда во взрослом будет различной: взрослый – помощник, соучастник или образец для подражания.
Для осуществления коммуникативной деятельности и проявления речевой активности, по мнению Л. А. Венгер, необходима потребность в новых впечатлениях или познавательная активность. На протяжении дошкольного возраста развитие познавательной деятельности ребенка способствует изменению характера активной поисковой деятельности. Это проявляется в поиске информации и для этого важно, чтобы работа по развитию речи проводилась одновременно и взаимосвязано с ориентировкой в окружающем.
Изучив и проанализировав анализ трудов вышеупомянутых авторов изложим основные положения по проблеме речевой активности дошкольников.
1. Формирование речи в дошкольном возрасте определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности.
2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.
3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в дошкольном возрасте, поэтому особые требования предъявляются к речи педагога и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.
Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от :
а) особенностей характера ребенка;
б) наличии потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения педагога с обучающимся; характера общения товарищей по учебной группе.
Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает:
1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.
2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.
Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Самым важным достижением являются следующие умения, которыми должен обладать ребё нок:
- слушать и понимать обращённую к нему речь;
- вступать в разговор и поддерживать его;
- отвечать на вопросы и спрашивать самому;
- уметь объяснять;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами;
Основными показателями речевой активности детей дошкольного возраста являются :
- присутствие инициативы в речевой деятельности;
- поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т. д.)
- присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т. д.)
- высокая трудоспособность в речевой деятельности
Работа по формированию речевой активности включает в себя :
• поддержание и развитие естественного и живого интереса дошкольников
к звучащей речи;
• развитие речевого внимания;
• формирование грамматически правильной речи;
Работа в данном направлении строилась с учетом следующих принципов
• Ориентация на зону ближайшего развития.
• Включение детей в различные формы организации деятельности
общения с взрослым.
• Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.
• Стимуляция потребности детей в коммуникации со взрослым.
• Тесное взаимодействие воспитателя с логопедом при построении работы.
Для того чтобы у детей с ТНР сформировать речевую активность, необходимо, чтобы у них возникла потребность высказываться, общаться с окружающими - нужна мотивация.
Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности - своей и своих партнеров - и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Коммуникативный опыт - один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности.
Формированию мотивации способствует увлекательное изложение материала, интересная форма преподнесения, эмоциональность речи педагога, поддержка, красочный наглядный материал.
Кроме этого необходимо создавать определенные условия:
1. Развивающая речевая среда :
• Книжные уголки;
• разнообразные виды театра;
• аудиотека, музыкальный уголок;
• познавательная литература;
дидактические игры;
Все это важные составляющие «речевой среды», «речевого пространства».
2. Детское речевое творчество, его поддержка и развитие:
Здесь очень хорошо использовать устное народное творчество - малые фольклорные формы : загадки, потешки, пестушки.
В своей работе на логопедических занятиях используя, например, загадки, развиваем интерес и внимание, чуткость к народному слову. Составление загадок - описаний с использование схем, способствует формированию грамматически правильной, связной речи, речевой активности у детей с ТНР.
Еще одним из важнейших условий является:
3. Широкая речевая практика :
• совместные праздники, досуги (с детьми из других групп);
• театрализованная деятельность;
Т. е. общение с взрослыми и сверстниками, с детьми младше и старше себя. Любая совместная деятельность дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Все это является подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться - в счастье купаться».
Подводя итоги выше сказанного, формирование речевой активности - одна из целей всего коррекционного процесса, требующая длительной, кропотливой, совместной работы логопеда, воспитателя и родителей. От того, как дети овладеют связной речью, насколько их речь будет активна - зависит дальнейший успех в обучении.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
(Стимуляции речевой активности)
- Используйте конкретные примеры из повседневной жизни;
- Чаще давайте детям поручения: -выполнить несложные задания, - использовать предметы в разных условиях и др. ;
- Все игры проводите с использованием игрушек, реальных предметов или их изображений;
- Формирование у детей навыков общения и грамотной речи должно строиться таким образом, чтобы дети не догадывались об истинном назначении игр и заданий;
- Для опыта речевого творчества включайте в игры материал знакомый детям, но еще не вошедший в их активный словарь;
- Больше читайте и пересказывайте с ребенком сказок, многократное обращение к одной и той же сказк - благоприятное условие для ее запоминания;
- Разыгрывайте диалоги из сказок, пересказы в форме вопросов и ответов.