Татьяна Погорелова
Обогащение сенсорного опыта у детей с нарушением зрения при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение сенсорного опыта у детей с нарушением зрения при ознакомлении с природой
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением!
Публикация «Обогащение сенсорного опыта у детей с нарушением зрения при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Нарушения зрения, такие как детская слепота или слабовидение являются весьма широко распространенными причинами инвалидности в детском возрасте. Несмотря на достигнутые в мире значительные успехи в борьбе с этим недугом, число детей, страдающих нарушениями зрения, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденными дефектами зрения и малозаметном снижении числа детей с приобретенными нарушениями зрения.
Сенсорный опыт очень важен для любого человека, всю информацию из окружающего мира мы получаем через анализаторы, в первую очередь, через зрительный. Так через зрительный канал в мозг человека из внешней среды поступает более 80% всей информации. Это помогает нам жить и ориентироваться в окружающей нас действительности. А для ребенка с нарушением зрения сенсорный опыт необходим вдвойне, так как получить информацию через зрение ему удаётся не в полном объеме и требуется компенсация других органов чувств, неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии детей полная врожденная слепота ребенка.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Все сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д. Звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное познание действительности.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Важно научить ребенка точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Исследования психологов и педагогов показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование, лепка и др., полноценного усвоения знаний и навыков.
В первые годы жизни (до 3лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Однако не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают его внимание. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво, чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. В этот период нет необходимости вырабатывать у детей представления о каких-либо отдельных разновидностях формы или цвета.
Переходя от раннего к дошкольному возрасту (3--7 лет, дети при соответствующем обучении начинают овладевать некоторыми видами специфически человеческой продуктивной деятельности, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, рисование, лепка и т. д.). Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия детей. При ознакомлении с цветами спектра и, особенно, с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (при разведении красок). Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предполагает, прежде всего, выработку умений группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.
В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приему обведения контура с прослеживанием взглядом движения руки. Глубокое восприятие формы предполагает умение «раздробить» предмет на отдельные элементы и определить соотношение элементом между собой.
Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Особенность представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами и отношений между ними, т. е. развитие зрительной оценки пропорций.
Особенно остро сегодня стал вопрос о сохранении зрения. Увеличилось число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. Согласно данным – около 30% детей в России страдают патологией зрения (из них до 7 лет – 10%, после 7 лет – 30%).
Практика показывает, что снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира. Формирование целостного и полного восприятия окружающего мира является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения, с одной стороны. С другой стороны, зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условии в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.
Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения и речи имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Педагог учит детей сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.
Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, которая обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируется эстетические чувства. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение для экологического воспитания слабовидящих детей. Умение различать цвета, формы, сочетания форм и цветов дает возможность увидеть и воспринять окружающий мир во всем его многообразии, красочности, объемности. Высота и тембр звуков дает возможность лучше воспринимать окружающий мир, получать удовольствие от слушания пения птиц, бушующего водопада, рычания льва, трели соловья или стрекотания кузнечика.
Экологическое воспитание является из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Таким образом, существует необходимость экологического воспитания. Но как познакомить слабовидящего ребенка с объектами природы, если известно, что большую часть информации человек получает посредством зрения? Ознакомление с природой слабовидящих дошкольников будет эффективнее, если воздействовать на сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о природе, природных явлениях. Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Лесовичок, который знакомит с экологическими объектами и явлениями, рассказывает об экологических ситуациях и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуаций, птицы (звери, насекомые) приносят задания, письма, посылки с заданиями, помогающие закрепить знания и умения детей, а также просьбы о помощи (покормить птиц зимой или спасти насекомых, помочь растениям и т. д.).
В задачу педагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Как пример, приведу этапы работы над формированием представлений о птицах. Началом работы могут служить наблюдение за птицами на территории детского сада. Педагог обращает внимание детей на то, как различать крики птиц; наблюдать за поведением птиц: как летают, передвигаются по земле, клюют корм и т. п. На коррекционных занятиях используем игрушки, которые передают характерные признаки птиц. После тщательного обследования этих игрушек дети с ними играют, составляют описательные загадки, придумывают сказки, рассказы. Картинки к занятиям подбираются не только с учетом общих требований, предъявляемых к иллюстративному материалу для работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, но и дифференцирование- с учетом степени выраженности зрительной патологии. Например, слабовидящим (без нарушения поля зрения) предлагаются крупные, яркие изображения, на контрастном фоне, с четко выраженными (наиболее характерными) деталями изображенной птицы; детям с амблиопией- изображения птиц, выполненные в определенной цветовой гамме, с деталями определенного размера, рассматривание которых способствует тренировке амблиопичного глаза.
Дети рассказывают о своих впечатлениях. Вопросы педагога помогают им составить связный, логичный рассказ: дети учатся внимательно слушать педагога и друг друга, дополнять рассказы своих товарищей. Удачным приемом было использование на занятиях игровых моментов, когда дети на основе своих наблюдений за птицами изображали их в различных ситуациях и позах. На подобных коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создается положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то. что дети активно взаимодействуют друг с другом и с педагогом. Кроме того, они являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что дает им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.
Теоретические знания прикрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специального организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки эко-сказок, разыгрывание экологических ситуаций.
Знакомство с природой слабовидящих детей с помощью сенсорного развития проходит в интегрированных образовательных областях по музыкальному образованию, по физическому воспитанию, по развитию речи совместно с педагогами физической культуры, музыки, логопедом.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и плакатов на экологические темы.
Важное значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей – один из самых основных факторов успешного экологического воспитания у детей. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут подчеркнуть все воспитательные меры.
Работа с родителями слабовидящих детей по сенсорному взаимодействию в ознакомлении с природой включает в следующие мероприятия:
– изготовление стендов и наглядной информации;
– заочные и очные консультации;– тематические родительские собрания;
– семейные конкурсы;
– анкетирование;
– совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.