Юлия Фролова
Обогащение сенсорного опыта детей как способ развития их познавательных возможностей
▼ Скачать
Обогащение сенсорного опыта детей как
способ их познавательного развития
«Когда я слушаю-узнаю, когда делаю – запоминаю»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в сфере сенсорного развития дошкольников.
Актуальность
Сегодня мы докажем, что обогащение сенсорного опыта детей способствует формированию их познавательных способностей.
Публикация «Обогащение сенсорного опыта детей как способ развития их познавательных возможностей» размещена в разделах
Начнем с того, что отметим:
- формирование познавательных способностей заключается в накоплении ребенком знаний о предметах и явлениях окружающей среды. Они проявляются в умении задавать вопросы, в познавательном интересе, в активном включении в доступную деятельность, в умении выделять характерные свойства предметов и явлений.
-при этом ведущими компонентами познавательных способностей являются память, мышление, внимание, речь, восприятие.
Также, если мы обратимся к Стандарту, то увидим, что в задачи по познавательному развитию входит следующая : формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. А это и есть сенсорное развитие (формировании представлений о внешних свойствах предметов). О котором писали Фребель, Монтессори, Тихеева, Усова,Запорожец. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
У ребенка формируются сенсорные эталоны (представления)
Развиваются умения обследовать предметы и явления окружающего мира (группировка)
Например, что бывает круглым?
Данные навыки становятся основой для познавательного развития.
Своевременно полученный сенсорный опыт на этапе дошкольного детства – главное условие познавательного развития ребенка. Ведь от того, насколько совершенно ребенок видит, осязает, слышит, зависит его дальнейшее развитие. При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
- Для самых маленьких деток способами знакомства с окружающим миром становится осязание и вкус
- Какие игрушки можно использовать для развития сенсорики детей раннего возраста?
-В возрасте трех лет ребенка знакомят с основными цветами спектра, с понятием величины, с понятием формы, с представлением количества.
И тут можно использовать игры-вкладыши (сделанные своими руками, крупную мозайку, конструкторы, кубики.
Разминка “Бусинка”
Прежде, чем мы с вами сегодня поиграем, давайте потренируемся. Возьмите фасолинку большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Получается? А деткам это очень сложно. Игры с крупами, фасолью, конструктором, бусинами развивают не только мелкую моторику и ручную умелость, но формируют сенсорные эталоны (первичные понятия о цвете, форме, величине предметов)
Упражнение «Разноцветные капельки»
Играющим предлагаются изображения зонта, домика и машинки, на которых есть пропущенные, белые участки. С помощью разноцветных крышечек дети «докрашивают» картинки, соблюдая соответствие цвета и изображенного предмета.
-К четырем годам годам ребенок свободно говорит о цвете и форме предметов, может сравнить их по величине. И тут очень важно не упустить момент и научить группировать предметы по форме, величине, различать свойства предметов, понимать и называть предметы, когда о них говорят взрослые.
Упражнение «Волшебный мешочек»
Вариации: «Запомни, что положили в мешочек»
Играющие по очереди опускают руку в мешочек с геометрическими фигурами, и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуру.
И здесь значимым компонентом структуры развития познавательных способностей можно назвать дидактическую игру. (с предметами, настольно-печатные, словесные)
Упражнение «Одного поля ягоды»
Играющим предлагается два поля, смежных между собой, на одном поле растут желтые ягоды, на другом – треугольные. Нужно определить, какие ягоды вырастут на третьем поле, ориентируясь на известный цвет и известную форму.
Упражнение «Четвертый лишний»
Перед играющими выкладываются дорожки из четырех фигур, им нужно внимательно рассмотреть эти дорожки и найти лишний по форме или по цвету предмет.
Как видите, одновременно с формированием эталонов, необходимо учить детей способам обследования предметов, их группировке по цвету и по форме.
В процессе оперирования с игровым материалом, дети учатся пользоваться схемами и моделями, соотносить предметы и знаки.
Упражнение «Дорожки»
Играющим предлагается построить дорожку из фишек двух цветов, один цвет известен, а второй нужно определить, правильно расшифровав схему. В данном упражнении дети учатся устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряды.
Упражнение «Самые вкусные зернышки»
Дидактическая игра «Магазин»
Играющим предлагается по описанию найти нужный предмет.
Дидактическая игра «Разложи по домикам»
Играющим предлагается на слух запомнить пять предметов, которые нужно купить в магазине. Выбрав предметы, игроки раскладывают их в зависимости от формы по домикам.
Упражнение «Подари себе настроение»
Играющие на листе бумаги выкладывают из деталей набора «Дары Фребеля» заданные узоры, соблюдая их размер, цвет и форму.
Обогащение сенсорного опыта наблюдается во всех видах деятельности (трудовая, музыкальная, двигательная, исследовательская, мыслительная,практическая). Ведь педагог, вовлекая ребенка в активный поиск, не только углубляет его знания, но и позволяет усвоить огромное количество представлений о разнообразных свойствах предметов.
Таким образом, сенсорное развитие идет рука в руку с познавательным. Каждая из вышеназванных игр способствует развитию внимания, мышления, речи, восприятия и памяти. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. И, конечно, следует помнить, что однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки забываются.