юлия малькова
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей раннего возраста.
1. Развитие предметной лексики ребенка в возрасте от 2 до 3 лет происходит в основном за счет знакомства с предметами ближайшего окружения.
Познакомьте детей с предметами, которыми он пользуется во время игр, еды, его одеждой, мебелью, растениями, животными, птицами, транспортом…
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
На занятиях каждое слово должно сопровождаться показом картинки или предмета, а лучше и того и другого.
При знакомстве с новым предметом нужно дать его потрогать, понюхать, попробовать на вкус, объяснить его назначение, отнести его к той или иной группе («Вот мяч, ты им играешь, мяч – игрушка. Давай его потрогаем! Видишь, он круглый, мягкий, большой, резиновый. Лови мяч, а теперь кати его мне. Давай скажем: «Мяч». Где мяч? Тут мяч. Что это? Это мяч. Попроси у меня мяч, Скажи: «Дай мяч». А вот маленький мяч. Покажи: где большой мяч? Где маленький мяч? Посмотри, он тоже круглый, мягкий. Смотри, тут лежит один мяч, а там их много. Давай скажем: «Там мячи»»).
Итак, необходимо учить ребенка:
- произносить название предмета,
- относить его к определенной группе предметов (игрушки, фрукты,
- называть цвет, форму, величину, материал, из которого он изготовлен,
- подбирать предметы по тождеству (найди такой же,
- сравнивать,
- изменять существительные по числам.
Вначале все проговаривается взрослым и, лишь потом закрепляется в речи ребенка путем многократных повторений, ответов на вопросы.
2. Пополняйте глагольный словарь ребенка:
- словами, обозначающими бытовые и трудовые действия: стирать, гладить, одевать (надевать) – снимать, открывать – закрывать, лечить и т. д.,
- словами, обозначающими эмоциональные состояния людей и характеризующие их отношения: смеяться, плакать, обижаться, помочь, обнять, подарить и т. д. - Научите ребенка произносить глаголы в повелительном наклонении (иди, пей, а также объединять слова во фразы: обращение + глагол («Мама, спи», «Папа, пей», «Баба, лежи», «Деда, сиди», «Витя, неси»). Можно сделать фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша и его близких. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит. Можно играть с игрушками («Где зайка? Тут зайка (вот, там). Кто это? Это зайка. Давай покормим зайку – ешь, зайка»).
- Нужно учить ребенка различать названия действий, противоположных по значению вначале на реальных действиях в игре, затем по картинкам: открой – закрой, отнеси – принеси, застегни – расстегни, сними – надень, войди – выйди.
- Далее можно переходить к работе над фразой с глаголом в прошедшем
времени. Начать можно с фотоальбома. Вначале малыш может не говорить: «Я ел», а называть себя по имени: «Вова ел». Ребенок может путать род глагола («Вова ела»). Чтобы такое явление исчезло, необходимо поправлять ребенка, давать ему правильные образцы речи.
Затем проработайте фразы типа «Мама пила», «Папа спал», «Миша бегал», «Зайка ел».
Занятия должны сопровождаться показом фотографий, картинок, действий.
- На следующем этапе ребенка необходимо научить строить предложения, согласуя именительный падеж существительного и глагол 3-его лица настоящего времени («Деда сидит», «Папа читает»). Для этого сначала повторите глаголы в повелительном наклонении (сядь, читай, затем с опорой на вопрос «Что делает?», учите ребенка как бы наращивать звук т (сиди – сидит, лежи – лежит).
Для закрепления материала можно использовать игру «Путаница» : взрослый показывает ребенку картинку (например, «Собака пьет», намеренно неправильно говорит: «Собака летит» - и просит исправить ошибку.
- Далее следует научить ребенка пользоваться глаголами 3-его лица множественного числа настоящего времени (идут, бегут, а также отличать их от глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени (идет – идут, пьет – пьют). Делать это лучше всего с помощью картинок.
- И, наконец, необходимо научить малыша употреблять возвратную форму глагола 3-его лица единственного числа («Мама одевается», «Папа моется», «Вова катается»).
Подведем итоги. Основная цель работы – научить ребенка правильно строить простое двусоставное предложение и расширять затем его объем до 3 – 5 слов.
3. Параллельно с данной работой необходимо расширять словарь прилагательных и наречий. Вначале закрепите их в пассивном словаре ребенка, показывая и называя основные свойства предметов: цвет, величину (большой, маленький, форму (круглый, квадратный, качество (холодный, горячий). Для лучшего усвоения основных цветов можно использовать ассоциации: желтый, как солнышко; зеленый, как травка. Наречия лучше всего отрабатывать парами: близко – далеко, тихо – громко, холодно – жарко, темно – светло. Необходимо объяснять значение каждого слова на реальных предметах (дать потрогать, попробовать на вкус: кислый – сладкий, сравнить. Только после этого можно переходить к работе с картинками.
Далее можно вводить в речь малыша предлоги в, на, у, с, отрабатывая материал сначала в игре («Кукла села на стул», «Машина заехала в гараж», затем на картинках.
Очень хорошо для чтения использовать всевозможные детские песенки, потешки, стихи А. Барто, сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т. д. Данный материал, помимо того, что он доступен и понятен ребенку, дает возможность договаривать слова, фразы, сопровождать чтение игровыми действиями, рассматривать картинки и отвечать на вопросы, воспроизводить действия и речь персонажей.
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. №11.