Ольга Дидух
Обобщённый опыт работы по теме «Обучение дошкольников правилам дорожного движения через использование игровых технологий»
▼ Скачать
Введение:
Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Все мы живём в обществе, где надо соблюдать правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Публикация «Обобщённый опыт работы по теме „Обучение дошкольников правилам дорожного движения через использование игровых технологий“» размещена в разделах
Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир.
Актуальность:
Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна.
Дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую они являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них, вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая, что участниками дорожного движения являются дети, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно поэтому я решила продолжать обучать через игры и упражнения воспитанников правилам дорожного движения.
Теоретическое обоснование:
Мы все – взрослые и дети – то пешеходы, то пассажиры и водители. И для своей безопасности все должны соблюдать правила дорожного движения. Важно воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Знания, полученные в детстве по правилам дорожного движения, усвоенные в дошкольном возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.
В нашем обществе очень важно обеспечить безопасность и сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения.
Целью моей работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Продолжая обучать детей правилам дорожного движения, поставила следующие ЗАДАЧИ:
Обучающие :
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители)
3. Сформировать умения применять полученные знания в жизни
Развивающие:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Воспитательные:
1. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
2. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Работая по этой теме, использую интегрированный подход по всем образовательным областям:
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие» .
- расширяю и активизирую словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;
- совершенствую навыки словообразования и словоизменения;
- развиваю речевое дыхание;
- развиваю фонематическое восприятие;
- совершенствую навыки связной речи;
- развиваю общую и мелкую моторики;
Вся работа с детьми по этой проблеме не ограничивается только словесными объяснениями – «Это можно, а так нельзя». Необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивания стихов, чтение художественной литературы, настольные, дидактические игры, драматизация известных детям произведений, загадки, ребусы. Большое значение в этой работе занимает знакомство детей с пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки и сегодня занимают важное место в национальном фольклоре. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную за многие века.
Например:
«Тише едешь - дальше будешь
Ехал прямо, да попал в яму
Езжай куда думаешь и думай куда едешь
Кто знает дорогу, тот не спотыкается
Красен обед – едоками, а дорога ездоками
Осторожность – мать безопасности
Сидя на колесе, думай, что под колесом…»
Интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» .
Развиваю свободное общение со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребё нку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.
Для реализации этого направления проводила организованную образовательную деятельность на темы: «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица»,в совместной и свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями. Ведь недаром В. А. Сухомлинский сказал:
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение.»
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие».
Формирую представления о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
В рамках интеграции данной области дети учатся вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций. Для этого используются любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения. во время дорожных ситуаций.
Знакомлю детей с направлением проф. ориентации:
ГИБДД- это Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД- мужественные люди. Они несут свою службу и в жару, и в дождь, и ночью, и днем. Они выезжают на дорожно- транспортные происшествия и оказывают помощь пострадавшим. Сотрудники ГИБДД стоят на постах в любую погоду, патрулируют улицы на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Еще они следят за состоянием дорог, знаков и светофоров. Развиваю интерес к этим профессиям, ведь в наше время не только мальчикам это интересно, но и девочкам тоже. В современном обществе это актуально, много женщин теперь работают в этой сфере. Рассматриваем картинки, фотографии с регулировщиками. Беседуем о том, что регулировщик должен работать четко, быстро, внимательно, ему нельзя ошибаться, иначе может произойти беда. Если кто-то из вас в будующем хочет стать инспектором дорожного движения самое главное- нужно знать правила дорожного движения, и во время прийти на помощь пешеходу и водителю.
Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие.»
Использую средства изобразительной деятельности и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность».
Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:
-«Светофор» (аппликация, лепка, рисование);
-«На нашей улице» (аппликация);
-«В два ряда дома стоят» (конструирование)
Использую художественные произведения для формирования представлений о правилах дорожного движения, расширяя и обогащая представления детей об окружающем мире.
В книжном уголке группы находится тематическая литература, которую очень любят слушать дошкольники :
-Михалков С. «Дядя Степа – милиционер»;
-Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
-Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
-Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».
Так же использую музыкальные произведения:
-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О. Высоцкой;
-«Едем мы по улице», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука;
-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл. Л. Бойко.
Интеграция с образовательной областью «Физическая культура» .
Формирую навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.
Использую подвижные и спортивные игры : «Веселые гонки», «Дорожные препятствия».
В группе оформлены уголки по дорожной безопасности, куда входят дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, комплекты дорожных знаков; предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы, детская художественная литература; книжки-самоделки по безопасному поведению на дороге и другие подборки методических разработок по проведению занятий и бесед по ПДД.
Технологии :
При работе по профилактике ПДД, использую как традиционные, проверенные формы, так и новые педагогические технологии.
Это беседы и дидактические игры, которые также помогают в работе с детьми в данном направлении.
Наряду с традиционными, наиболее результативными считаются новые педагогические технологии.
Новые педагогические технологии :
• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
• интерактивный опрос;
• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
• Проекты.
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций :
При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать: обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Например: игра «Разрешается – запрещается»
Я буду называть различные дорожные ситуации, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни. И если пешеходу или пассажиру так разрешается поступать, то поднимите зелёный кружок, а если запрещается – то красный.
Работая по направлению патриотического воспитания, прививаю любовь к своей малой родине, к родному краю, к родному городу я обращаю внимание и к обучению правил дорожного движения. Рассказываю о том, что мы живем в красивом уютном городе, где много домов, прямых и извилистых улиц, есть площадь и парки.
Вы можете себе представить, что когда-то давно на месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было? Был песок, были деревья и трава.
И вот началось строительство. Постепенно город становился таким, каким мы знаем его сейчас. Наш город до сих пор продолжает расти и развиваться. Он не был бы таким, если бы не много трудолюбивых людей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым и вам, детям.
Вам еще предстоит делать великие добрые дела. А пока вам нужно просто любить свой город, а значит знать его.
На каждой улице города много домов, магазинов, есть школы, детские сады. По улицам днем и ночью едут машины. Они привозят продукты к магазинам, зимой убирают снег с улиц. Есть и другой транспорт -спец. транспорт на стройках (экскаваторы, тракторы,подъемный кран и пр.) Дети знают шлагбаум и для чего он предназначен, активно используют его в самостоятельных играх.
Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде :
В реализации данного направления я использовала задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята рассказывали, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закреплялось у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняется, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
Как итог работы- рисование и изготовление коллективной аппликации на данную тему.
Так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в программах, по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс в детских садах. При обучении детей правилам дорожной безопасности я использую разнообразные игры :
• с элементами физических упражнений и спорта;
• ролевые и ситуативные игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• с использованием макетов;
• компьютерные;
• интеллектуально-познавательные.
Я подготовила картотеку дидактических игр по ПДД (Приложение №1)
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, ,умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Социальная острота проблемы ДТП диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДТП, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Условия:
Длительность работы над опытом велась в течение пяти лет. Предметно-развивающую среду создала в соответствии с требованиями ФГОС. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств. Во всех уголках меняю игровой материал в зависимости от темы недели: учитываю возраст и интересы детей.
В группе создан «уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:
Наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора).
Детская художественная литература по тематике.
Конструкторы.
Пособие и игры по обучению детей ПДД.
Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.
Принципы:
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных.
Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций.
Принципы организации образовательного процесса:
последовательность – новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
В ходе профилактических мероприятий по предупреждению у детей ДТТ:
1. расширятся представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
2. сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
3. дети смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их;
4. повысится активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы работы :
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы Это - беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеомультфильмов, настольные, дидактические игры, загадки.
Составила перспективный план работы на учебный год (Приложение №2)
. Этот план состоит из конкретных целей, задач, которые реализуются через занятия, игры и развлечения с заданиями и упражнениями, которые обучают дошкольников ПДД. Перспективный план работы помогает улучшить эффективность и системность знаний и умений воспитанников.
Примерная тематика целевых прогулок
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
Методы и приемы:
В старшей и подготовительных группах, уточняла знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Дети знакомиись с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомила с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжала знакомство с дорожными знаками : «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».
Дети получили знания, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике).
При организации игр по правилам дорожного движения использовала и некоторые знаки сервиса, информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета,а так же о различных видах светофоров транспортном и пешеходном.
В группе ребята рассматривали картинки с последующим обсуждением, играли в настольные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры и моделируют разные дорожные ситуации. ( Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция»)
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подбирала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте.
В организованно образовательной деятельности продолжала знакомство детей с видами транспорта и их назначением, с правилами для пешеходов и для пассажиров.
Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:
Художественно- эстетическое развитие - сюжетное рисование «Моя улица», «Машина едет по дороге», лепка «Наш светофор» и пр.
Речевое развитие- использование стихов, рассказов, загадок;
физическое развитие- использование подвижных игр, физкультминуток;
познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта, знакомство с профессией инспектора ГИБДД, через поставленные задачи :
1. Дать представление о работе инспектора, его жестах;
2. Закреплять знания о правилах поведения на дороге, о правилах дорожного движения;
3. Воспитывать уважение к профессии инспектора ГИБДД.
Во время прогулок продолжала обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняла, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок и экскурсий за территорией детского сада расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и дорожных знаках.
Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения проводила с учетом возраста детей и окружающих условий.
Уже во второй младшей группе ставила задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Во второй младшей группе проводились прогулки:
• знакомство с дорогой;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.
На занятиях закрепляла представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивала внимание, зрительное восприятие.
У малышей формировались представления о различных видах транспорта, закреплялись знания о сенсорных эталонах цвета, упражнялись в различении предметов по форме и величине, развивали наглядно-образное мышление, а так же способность объединять предметы на основании определенных признаков (классификация)
Например: игра «Найди гараж машинке»
Начало игры: заинтересовала детей с помощью стихотворения:
«Посмотри- ка что случилось
Все машинки заблудились.
Машинкам скорее ты помоги
И в нужный гараж ты их отвези»
Дети подбирали машинки по цвету и размеру.
Играли с воспитанниками в игру : «Автобус»
Автобус
«Весь день - домой и на работу
Возить людей его забота!
Точно, вовремя и ловко
Подъезжает к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, -
Пассажиры вы теперь.
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!»
Рассматривали пожарную машину:
«Пожарная машина
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу, на опасную-
Спешит тушить пожар.»
(Какого она цвета, какой формы колеса, для чего этой машине лестница и пр., знакомились с грузовиком и его частями (кабина, кузов, большие колеса…Дети увлеченно играли- перевозили кубики в грузовике.
В средней группе развивала наблюдательность, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжала знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта на улице.
Уточняла знания детей о назначении и работе светофора. Подводила детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Знакомила с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», автобус, со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировала навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Использовала дидактические игры :
«Зажги светофор» «Внимание дорога» «Мы едем в автобусе» «У светофора»
Словесные игры: «Правила дорожные всем детям знать положено»
Сюжетно- ролевые игры «Я шофер» «Строители дорог»
Подвижные игры «К своим знакам», «Стоп», «Три сигнала светофора», «Воробушки и автомобиль»,
Проводила беседы с детьми: «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром, что такое транспорт».
А также проводила ситуативные беседы, разговоры:
«Какие бывают машины», «Как правильно с мамой переходить улицу», «Если ты потерялся», «Для чего нужны дорожные знаки».
В старшей группе продолжаю работу по дорожной безопасности.
Были организованы целевые прогулки к перекрестку, к автобусной остановке,которые находятся недалеко от детского сада. Продолжаю знакомить воспитанников с видами светофоров, дорожными знаками, дорожными ловушками. Так же расширяю представления обо всех участниках дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители, знакомимся с работой спец. транспорта и его назначением.
Дети переносят свои знания в сюжетные игры, самостоятельно развивают сюжет,в котором они и шоферы, и пассажиры и водители, что способствует самому главному в том. чтобы у ребенка сформировались умения применять полученные знания в жизни.
Ативизирую работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, через консультации, беседы,рекомендации, совместные досуги и развлечения с детьми.