Надежда Потапова
Обобщенный педагогический опыт воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Потапова Надежда Геннадьевна,
2 слайд. Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей старшего возраста через детское экспериментирование».
3 слайд. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Публикация «Обобщенный педагогический опыт воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности,т. к. пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
4 слайд. Китайская пословица гласит:
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
5 слайд. Достоинства экспериментальной деятельности:
1. Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. 2. Позволяет объединить все виды деятельности. 3. Использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. 4. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». 5. Самостоятельное экспериментирование даёт ребёнку возможность опробовать разные способы действия. 6. Экспериментирование пробуждает детскую любознательность. 7. В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя первооткрывателями.
6 слайд. Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости разработки рабочей программы, которая нацелена на развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
7 слайд. Свою работу с детьми по опытно-экспериментальной деятельности строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
Живая природа, неживая природа, человек.
8 слайд. Детское экспериментирование тесно переплетается с другими видами деятельности: Познание, …
9 слайд. Для реализации программы использую следующие формы работы с детьми:
*опыты во время прогулок,
*игры-эксперименты,
* самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя.
9 слайд. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию использую следующие методы и приё мы:
Схематическое моделирование опыта;
Метод «первой пробы»;
Проблемные ситуации;
Экспериментальные игры;
Действия с приборами-помощниками;
Наблюдение природных явлений;
• Использование энциклопедий
10 слайд. Фиксация результатов опытов и наблюдений.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в постановке проблемы, которую необходимо разрешить;
Слайд 11. *Этапы экспериментирования.
• Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось- не подтвердилось);
• формулирование выводов.
12 слайд. В группе создана мини-лаборатория «Любознайка», в которой находится картотека опытов, таблицы-схемы, папка,альбом исследований для фиксации результатов опытов, рабочие листы.
13 слайд. Хочу представить вашему вниманию хозяина лаборатории «Любознайка»– Деда Зная, его внука Почемучку и вездесущую сороку Любознайку. Все проблемные ситуации даются мною от имён этих сказочных героев. Интересно было наблюдать, как дети ставили перед собой сороку Любознайку и рассказывали ей, как ветер помогает человеку, или какие предметы могут утонуть, а какие не тонут.
14 слайд. Ребятки любят делиться опытом с детьми младших групп. Передавая свой опыт, дети чувствуют свою значительность, что укрепляет в ребёнке позицию «Взрослого».
15слайд. В уголке экспериментальной деятельности, в мини-лаборатории, выделены:
- место для постоянной выставки, где размещаем различные коллекции, экспонаты, необычные предметы (раковины, камни, перья и т. п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
16 слайд. В нашей мини-лаборатории находится разнообразный материал и оборудование для проведения опытов и экспериментов.
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты и другое;
сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика и другое);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и другое;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и другое;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и другое;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и многое другое.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В настоящее время я использую проектную деятельность, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире. Разработаны проекты: взросло-детский проект «Воздух», «Ах, картофель, объеденье». Дети с родителями собирали информацию и оформляли результаты исследований.
17 слайд. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся:
анкетирование,
консультации
Открытые мероприятия;
Тематические ширмы-передвижки, выставки;
Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;
Совместные детско-взрослые проекты.
. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную агитацию по проведению исследовательской деятельности. После проведения собраний и консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребёнка. Родители охотнее обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.
18 слайд. Своё выступление мне хочется словами С. С. Сухомлинского:
“Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. ”