Алена Грищук
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №55»
Обобщенный педагогический опыт работы
Учителя-логопеда
Грищук Алены Николаевны
по теме
«Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Сведения об авторе.
Ф. И. О. автора: Грищук Алена Николаевна
Публикация «Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Образование: высшее, окончила Северо-Восточный государственный университет» г. Магадан, 2015 год, №19719 «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»;
- Северо-Восточный государственный университет» г. Магадан, 2015 год №743 Профессиональная переподготовка по ведению профессиональной деятельности в сфере «Логопедия».
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №55»
Должность: учитель – логопед
Педагогический стаж: 9 лет, 4 месяца
Стаж работы в занимаемой должности: 3 г 10 м
Квалификация: соответствие на занимаемую должность
Награды:
- Благодарственное письмо, Губернатора Магаданской области от 2014 г. ;
- Благодарственное письмо, Председателя Магаданской областной Думы №115 от 07.05.2019г. ;
- Почетная грамота, руководителя департамента образования №587 от 08.11.2019г. ; №749-л от 21.11.2014г. ;
- Грамота, руководителя МАДОУ «ДСКВ №55», от 2017 г. ; №42 от 29.05.2013г. ;
- Грамота, Председателя обкома Профсоза от 2014 г. ;
- Нагрудный знак «За активную работу» (№3946 от 27.02.2019 г.);
Обобщение и распространение опыта работы
Грищук Алены Николаевны,
учителя-логопеда
Тема: «Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
Вводная часть:
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитие речи следует вовремя оказывать помощь.
Один из методов работы с детьми по исправлению нарушения речи и представляет использование элементов логоритмики, основанный на тесной связи слова, движения и музыки.
Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.
К группе детей с тяжелым нарушение речи, относятся дети, у которых сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Для того чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми с ТНР я использовала элементы логоритмики – методики, опирающейся на связь слова, музыки и движения, и включающей в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Методика направлена на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.
Элементы логоритмики :
o Логопедическая (артикуляционная) гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
o Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
o Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
o Упражнения под музыку и без нее на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного координационного тренинга;
o Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
o Упражнения для развития речевого дыхания;
o Упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
o Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Используя логортимические элементы в работе с детьми, выделяла два основных направления. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагала детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
! При этом учитывала в своей работе то, что не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произносить стихи. Иногда это приводит к расстройству дыхания. Поэтому делила детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст (или я произносила текст, а ребенок выполнял двигательное упражнение).
Использовала элементы логоритмики на занятиях с детьми с ТНР по развитию фонематического восприятия и по коррекции звукопроизношения на различных этапах работы. Это позволяло заинтересовывать ребенка во время занятий и успешно решать задачи: укреплять костно-мышечный аппарат, развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, вырабатывать темп речи, ритм речевого дыхания, формировать фонематическую систему, развивать темпо-ритмические и мелодико-интонационные характеристики речи, умение сочетать движения и речь, т. е. подчинять их единому ритму. Отрабатывала ритмическую структуру слова, и четкое произношение произносимых и автоматизируемых звуков, обогащаю словарь детей.
Решала задачи на основе принципов:
доступности и индивидуализации;
последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала;
развивающего обучения;
опережающего подхода;
сознательности и активности детей; - полифункционального подхода; - наглядности.
Соблюдала психолого-педагогические условия : создавала благоприятную психологическую атмосферу проведения занятий; постоянно привлекала внимание детей; пробуждала у воспитанников интерес к выполнению упражнений.
Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий, чего нет у детей с ТНР. Их речь нечеткая, смазанная, поэтому необходимо укреплять мышцы речевого аппарата и развивать артикуляционную моторику.
На этапе подготовки речевого аппарата к постановке звука использовала движения рук во время выполнения артикуляционных упражнений и произнесения звуков. Например:
- упражнения для языка «лопаточка» - «трубочка» или «лопаточка» - «чашечка» : ребенок показывает руками, в каком положении должен находиться язык. Каждый ребенок показывает по своему, как ему удобно и понятно. Упражнения выполняются ритмично под счет.
Для того чтобы ребенку было интереснее использовала стихи, которые помогают в объяснении положения языка или губ. Я произношу слова, а ребенок ритмично выполняет упражнения губами или языком и одновременно делает соответствующие движения руками. Например:
1. Язык широкий положи
И спокойно удержи.
(Упражнение «Лопатка», «Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).
2. А сейчас он развернулся,
Лег и в трубочку свернулся.
(Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь).
3. Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Ее бока к зубам прижмем.
(Упражнение «Чашечка»
4. Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела –
И снова за дело.
(Упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).
Движения пальчиков использовала во время запоминания образа новой буквы. Ребенок пишет в воздухе, на ладошке, выкладывает из различных материалов и называет ее, затем делает букву из пальчиков и читает (или я читаю) про эту букву стихотворение.
Для развития мелкой моторики использовала пальчиковый тренинг, который старалась подбирать разнообразным, неутомительным, динамичным.
Во время автоматизации и дифференциации звуков использовала скороговорки и чистоговорки с движениями. Ребенок произносит чистоговорку, проговаривая четко, отрабатываемый звук и выполняет движения. Во время автоматизации на уровне слога – говорит только слоги. Во время автоматизации в предложениях и в связной речи – говорит весь текст. Движения для чистоговорок, скороговорок и стихов часто придумывала сама или вместе с ребенком.
Например, Скороговорка «Орешки».
Дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Решки, решки,
Щелкаем орешки
Щелкаем орешки, Сидя на тележке.
Для развития общей моторики, координации движений, ориентировки в пространстве использовала различные стихи с движениями под музыку и без нее.
Использовала движения и во время чтения стихов по ролям, что помогало детям с нарушениями речи, учиться соблюдать паузы внутри предложения и между предложениями, делать логические ударения, тем самым отрабатывая выразительность чтения стихов. Закрепление вопросительной или восклицательной интонации осуществлялось в стихах сопряжено со мной по подражанию и самостоятельно. Дети, также, передавали удивление, возмущение, убеждение мимикой лица, движением рук и голосом. Становление интонационной системы в речи дошкольников, в свою очередь, способствовало как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей.
Совместно с музыкальным руководителем проводили занятия с элементами логоритмики для родителей и педагогов «Дикие животные». Для родителей были подготовлены и представлены консультации об использовании элементов логоритмики.
За время опыта был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов. Использование элементов логоритмики позволило вызвать у детей желание исправлять неправильное звукопроизношение, учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи. Помогло развить у них способности творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение, использовать полученные умения в общении и в работе со звучащим словом. Во время автоматизации и дифференциации звуков быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь, способствовало развитию коммуникативных способностей.
Я уверена, что использование элементов логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.
Литература:
1. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М. ,2005.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2001.
3. В. А. Ракитина, Е. Н. Рыжанкова. Логопедическая азбука. Ростов-на-Дону, 2008.
4. Научно-методический журнал Логопед. №6 - 2004 г. Стр. 80 – 89.
5. Научно-методический журнал Логопед. №5 - 2004 г. Стр. 71 – 80.
6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М., 2004.
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1998.
8. И. С. Лопухина. Логопедия. Звуки-буквы-слова. СПб, 2001.
9. И. С. Лопухина. Логопедия. Речь-ритм-движение. СПб, 2001.
10. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005.
11. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2005.
12. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2006.
13. О. А. Новиковская. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. СПб, 2005.
14. В. Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. Сборник упражнений. М., 2005.