Анна Лихачёва
Формирование представлений детей дошкольного возраста о неживой природе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №7
Обобщение передового педагогического опыта работы
«Формирование представлений детей дошкольного возраста
о неживой природе : экологизация развивающей среды и участие детей в опытнической деятельности»
Составитель: Воспитатель МДОУ детского сада №7 Лихачёва А. В., Высшая квалификационная категория
Рыбинск, 2022 год
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Формирование представлений детей дошкольного возраста о неживой природе» размещена в разделах
На протяжении дошкольного возраста у детей формируются знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений.
В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина.
Объектом данной работы являются представления дошкольников о неживой природе.
Цель данной работы — выявление содержания и особенностей формирования знаний детей дошкольного возраста о неживой природе в разных возрастных группах.
Задачи данной работы:
* изучить содержание знаний детей о неживой природе;
*рассмотреть особенности формирования знаний дошкольников о неживой природе;
*изучить методику ознакомления дошкольников с неживой природой
1. Содержание знаний о неживой природе у дошкольников
1.1. Знания о растениях
В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает часто встречаемые, желательно цветущие в разные времена года растения местного края и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике — полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды — от весны до осени. При показе иллюстрации или презентаций про лес, можно знакомить детей с деревьями и кустарниками, ягодами и грибами. А про луг — познакомить с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями.
Детей дошкольного возраста невозможно знакомить с неживой природой, не касаясь темы живой природы, но мы прослеживали лишь взаимосвязь между ними и включали задания по данной взаимосвязи в игровую деятельность детей.
1.2. Знания о сезонных изменениях в природе
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе.
Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне.
Формирование бережного и заботливого отношения к природе, любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными.
Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей начиналось накопление знаний или конкретных представлений об отдельных объектах природы : о природном материале и его свойствах, о строении растений и их потребностях во влаге, солнце. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы : дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.
Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за ними в уголке природы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе : о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно-следственных связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года. Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Усложнение знаний требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
2. Методика ознакомления дошкольников с природой
2.1. Младшие группы
В процессе ознакомления детей младших групп с природой, воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях. Воспитатель обучает малышей первым несложным трудовым умениям.
Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки.
2.2. Средняя группа
Дети 4—5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым.
В процессе наблюдений и ухода за растениями у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы.
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе. Наблюдение лучше вести за изменением единичного предмета, явления.
Дети пятого года жизни учатся вести дневник наблюдений.
2.3. Старшая группа
2.4. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений.
В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке.
Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Подготовительная к школе группа
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.
В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе.
В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.
Совершенствуется эстетическое восприятие природы.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней.
В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, в дежурстве по уголку природы одновременно принимают участие несколько детей
Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия (целевая прогулка проводится во время, отведенное для прогулок).
3. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о временах года
Представления о времени у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее.
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. В дальнейшем овладение мерами времени, и применение их даёт возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях.
Ощущение, восприятие, и возникающие на их основе представления, относятся к первой ступени отражения действительности. Схематично этапы отражения окружающей действительности можно представить следующим образом : ощущение восприятие представление знание.
Ощущение является первоначальной формой отражения всего нас окружающего. Однако ощущения — элементарный процесс, отражающий отдельные свойства предмета и явления отдельных свойств от предметов не существует. Поэтому в сознании отражается предмет в целом.
Следующей, более важной ступенью является представление. Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления, возникающие в сознании человека. Представление тесно связано с памятью, мышлением и воображением.
При формировании представлений о временах года мы опирались на положение Н. Ф. Виноградовой, которая считает, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа - человек- общество».
Согласно исследованиям Т. Д. Рихтерман, временные категории начинают выделяться ребёнком уже в конце второго года жизни. Ребёнок начинает осознавать, что одни события быстро проходят, наступления других надо ждать. Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием ими свойств времени, овладением временными понятиями, умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям. Дети учатся характеризировать времена года, а к концу дошкольного возраста ребенку должны быть знакомы следующие основные взаимосвязи в неживой и живой природе, важнейшие признаки сезонов:
изменение полуденной высоты солнца по сезонам;
зависимость осадков от облачности;
зависимость состояния почвы и водоемов от температуры воздух;
зависимость изменения растительности от степени освещения солнцем и от температуры воздух;
зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.
Мы исследовали усвоение детьми младшего дошкольного возраста представлений о временах года, результаты исследований показали, что дошкольники имеют нечёткие, представления о временах года, об их сущностных характеристиках.
Разные по значению временные понятия у детей часто совмещены, дети не чувствуют разницы в словах «рассвет» и «сумерки», обозначающих переходные периоды от ночи ко дню. Они смешивают понятия «сутки» и «день», не знают, что день — это часть суток.
У детей слабые представления о первых признаках времён года, последовательности их наступления, зависимости жизни животных от изменений в неживой природе. Дети затрудняются в понимании того, что времена года идут один за другим, не прерываясь, и не заканчиваются на зиме.
Мышление детей развивается, если им приходится решать природоведческие вопросы, задачи, требующие установления новых причинно-следственных связей и обобщений.
Вопросы — одно из основных средств обучения. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы. ”. Неудачно сформулированный вопрос может не достичь своей цели, вызвать совсем не тот ответ, который имелся в виду.
Таким образом, усвоение детьми представлений о временах года мы связываем, прежде всего, с усвоением детьми взаимосвязей и взаимозависимостей в природе, связанных с изменениями сезонов.
Экологизация развивающей среды в детском саду
Введение
Природа предусмотрела всё, что необходимо для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы адаптации всего живого к сезонным изменениям и многое другое.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.
Выбор темы педагогического опыта: «Экологизация развивающей среды в детском саду» обусловлена актуальностью проблемы экологического воспитания дошкольников.
Цель и задачи педагогического опыта
Цель: формирование начал экологической культуры дошкольников, воспитание бережного отношения к природе в различных видах деятельности.
Задачи:
*углубить и расширить экологические знания воспитанников, прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;
*развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
*воспитать чувства бережного отношения к природе.
Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
При построении системы экологической работы я обратили особое внимание на следующие основные направления:
*Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
*Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
*Практическое направление- изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
*Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Эколого-развивающая среда МДОУ д/с № 7 состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль: уголок природы в групповом помещении, метеоплощадка и «Огород» на территории МДОУ д/с № 7.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
В уголке природы в любой сезон года дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями уголка природы, проводят черенкование и наблюдение за появлениями корневой системы у растений и фиксируют увиденные изменения в дневниках наблюдений в виде рисунков, а также в книжках–самоделках, поделках из природного материала.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
Игры экологической направленности присутствуют во всех видах детской деятельности: в целевых прогулках, во время организации экспериментальной деятельности воспитанников.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Особый интерес у детей вызывают проведение опытов. Опыты стараюсь проводить с детьми на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
Работу с детьми по проведению опытно-экспериментальной деятельности веду по двум направлениям: живая и неживая природа.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Проект позволил детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении участка группы.
Уголок природы в группе создает особую, неповторимую обстановку, вызывает у детей положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для детей любую деятельность в помещении. Уже сам факт того, что к уголку природы можно подойти влияет на эмоциональное отношение ребенка к занятиям.
Дети очень любят находится в уголке экспериментирования, любимым местом детей является Игровая зона с песочницей.
Игровое пространство уголка дополняют различные макеты природных объектов.
Уголок экспериментирования создан для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в данном уголке являются сведения, полученные ими на занятиях, в нём размещены столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования материалов.
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые. Оборудования из стекла хранятся в целях безопасности в контейнерах, применяются строго в присутствии педагога. Имеется все необходимое для проведения опытов и экспериментов: лупы, микроскоп, барометры, термометры, песочные часы.
Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, набор папок с материалами проекта на тему «Животный мир родного края», энциклопедия растений и животных.
Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада.
Есть на территории детского сада и небольшой огород. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием.
Любимым местом детей во время прогулок стал «Сельский дворик» расположенный на территории детского сада. Здесь в форме игры детям рассказываю о домашних животных, об их повадках, питании, поведении, многое узнают дети и о труде человека в сельской местности.
Результативность опыта
Была проделана большая работа по изучению темы, составлению конспектов и сценариев экологических мероприятий – всего того, что постепенно складывалось в систему.
Педагогический опыт дал возможность наладить контакт с семьями воспитанников, родители стали незаменимыми помощниками в организации эколого-развивающей среды группы и детского сада.
Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели: у детей возник интерес и бережное отношение к объектам природы, сформировались трудовые навыки. Дети освоили нормы поведения в природном окружении, научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
В результате проделанной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста прослеживаются положительные результаты: дети научились экспериментировать, анализировать, делать выводы, появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая данные, стоит отметить, что задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с неживой природой начинают в первой и второй младших группах.
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы : дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе.
Дети узнают о стадиях, роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются : устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение.