Юлия Строганова
Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением ОДА»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 8»
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Строганова Ю. Ю.
г. Оренбург – 2022г.
Сведения о себе: Строганова Юлия Юрьевна
Образование: высшее
Окончила: «Институт специальной педагогики и психологии» им. Р. Валленберга г. Сант -Петербург
Место работы: МДОАУ №8
Должность: учитель –дефектолог
Педагогический стаж: 12 лет.
Стаж работы в занимаемой должности : 5 лет
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением ОДА“» размещена в разделах
Условия формирования опыта
Работая в группе для детей с нарушением ОДА, я отметила, что независимо от степени двигательных дефектов у них встречаются нарушения психического развития, эмоционально-волевой сферы, поведения. Нередко отмечается задержка речевого развития, не развиты функциональные возможности кистей рук, нарушена координация движений, не развита мелкая моторика пальцев.
Это тормозит общее развитие ребёнка, особенно развитие речи, формирование навыков самообслуживания, препятствует успешному развитию, обучению и дальнейшей социальной адаптации детей с церебральной патологией.
Теоретическая база опыта
В основе опыта лежат работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. П. Анохина, И. М. Сеченова, где доказано влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН РФ (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова – Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Актуальность и перспективность опыта
Важным условием в коррекционной работе с детьми с ОВЗ является
развитие мелкой моторики рук. Как говорил В. А. Сухомлинский «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли». Таким образом, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, мышление, оптико пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отделы коры головного мозга, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой (мелкой) ручной моторики, расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развитие тонкой моторики руки у ребёнка стимулирует развитие речевых центров, что очень актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке системы по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ, в подборе методов, приёмов и средств:
пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, с бусинами;
занятия со счётными палочками (выполнение заданий по схеме и без неё); работа с трафаретами; работа с бумагой (аппликация, сминание бумаги); нетрадиционная техника рисования и др; создание предметно- развивающей среды. А так же консультирование родителей и педагогов ДОУ.
Адресность опыта
Работа может заинтересовать как воспитателей с большим педагогическим опытом, так и молодых специалистов, а так же заботливых и внимательных родителей.
Трудоёмкость опыта
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, а также родители. Организация работы не требует особых затрат.
Достоинством игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусины, крупа, скорлупа от орехов, шишки и т. п.
Технология опыта
Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приёмов для совершенствования развития пальцевой моторики у детей с ОВЗ, показать значимость использования предлагаемых игр и упражнений.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
изучить психолого – педагогическую литературу по теме;
совершенствовать предметно – развивающую среду кабинета для развития мелкой моторики у детей с нарушением ОДА;
расширять и обогащать речевой опыт детей;
развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику;
способствовать развитию творческих способностей;
развивать память, мыслительную деятельность;
стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности, развивать стремление качественно выполнять задания.
Работа по данной теме позволила создать многообразие игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ, которые может
использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и
родители дома.
Задачи решаются через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, педагогами ДОУ.
В работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики использую:
пальчиковую гимнастику;
пальчиковые игры;
игры и действия с предметами;
пальчиковые игры с палочками;
пальчиковый театр;
игры – шнуровки;
штриховки, трафареты, продуктивные виды деятельности.
«Пальчиковая гимнастика»
Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
«Пальчиковые игры»
Используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Игры и действия с предметами»
Для формирования тонких движений рук, совершенствования
двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико – пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Для данных упражнений используются природный материал (жёлуди, орехи, фасоль, карандаши, бусины, пуговицы, прищепки, мячики –ёжики, пирамидки, вкладыши, матрёшки.
«Пальчиковые игры с палочками»
Эта универсальная игрушка развивает не только интеллектуальные и творческие способности, но и мелкую моторику рук.
Счетные палочки многофункциональны, то есть, с ними можно играть по разному, использовать в творческих занятиях.
«Пальчиковый театр»
Для развития у детей ручной умелости, а так же детского творчества и артистизма, используются различные виды инсценирования с помощью «Пальчикового театра». На пальцы можно надеть «наперстки» в виде зверушек или сказочных героев.
«Игры - шнуровки»
Эти игры развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений.
Результативность опыта
Анализ проделанной работы показал, что систематическая и плановая работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику детей с ОВЗ и благотворно влияет на развитие связной речи. На основе использования игр, заданий и упражнений у дошкольников с ОВЗ развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
В результате работы над темой:
изучена методическая литература по теме;
обновлена предметно – развивающая среда;
подобраны и изготовлены пособия для работы с пуговицами, прищепками, резинками;
созданы картотеки пальчиковых игр.
Планы на будущее
В дальнейшем планирую продолжать работу по теме:
совершенствовать предметно – развивающую среду;
внести изменения в содержание учебно –тематического плана;
обновить пособия для развития мелкой моторики детей с ОВЗ;
Провести открытое занятие, на котором на практике будут представлены дидактические игры по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.