Эльмаз Шабутова
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме воспитания здоровых (физически и психологически) детей.
Ход консультации:
- Здравствуйте, уважаемые родители. Что изображено на картинке?
- Губка (родители).
- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
- Она хорошо впитывает жидкость (родители).
- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
- Губка станет синего цвета (родители).
- А если мы вольем в губку красную жидкость?
- Губка станет красной (родители).
- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
- Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
Родители высказывают собственные предположения.
- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
Родители высказываются.
- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером. Условия, в которых ребенок живет в семье (взаимоотношения между родителями ребенка, отношение к ребенку, режим дня, совместные увлечения, домашние традиции и пр., имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду.
Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству, но для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
Важным является личный пример родителей, когда ребенок каждый день наблюдает, как родители занимаются спортом, правильно питаются, соблюдают режим дня, не имеют вредных привычек, уважительно относятся друг к другу, ребенок начинает поступать так же. Ведь пример родителей для него самый главный.
В нашем детском саду созданы все условия для развития и воспитания здорового ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Формы и методы работы с родителями в нашем ДОУ очень разнообразны, учитывают индивидуальные особенности семьи. Они делятся на традиционные и инновационные:
посещение семей воспитанников на дому;
родительские собрания;
консультации;
занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
дни добрых дел;
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотовыставок;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
родительский уголок.
В результате применения активных традиционных и инновационных форм взаимодействия с родителями повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует всестороннему гармоничному развитию их детей, придерживающихся здорового образа жизни.
В нащем ДОУ также придерживаются принципов воспитания здорового ребенка, ведется работа с родителями по всем направлениям взаимосотрудничества. Так, досуговое направление в работе с родителями на практике оказывается как самым привлекательным, востребованным, полезным, так и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группах с воспитанниками регулярно проводятся:
развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете», «Супермама», «Наши бабушки»;
спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;
празднование дней рождений;
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
совместные походы «В мир прекрасного».
Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем.
Обобщение материалов исследования, по данным анкетного опроса родителей, также позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно.
В домашних условиях многие родители проводят частично или полностью:
занятия физкультурой и утреннюю гимнастику;
закаливание;
плавание;
прогулки на свежем воздухе;
активные игры и пр.
Важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня, занятия физкультурой. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости инфекциям является закаливание. Сущность закаливания организма заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность детского организма к вредному действию раздражителей внешней среды.
Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают функционирование всех его систем и органов. Процесс закаливания очень специфичен, то есть холодные процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействие высоких температур – к жаре. При закаливании организма используют обычно природные факторы: воздух, солнце и воду. При выборе закаливающих средств и их дозировки должны учитываться состояние здоровья, выносливость и другие индивидуальные особенности ребенка
Некоторые родители отдают предпочтение плаванию. Плавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Кроме этого, умение плавать – жизненно необходимый навык. При правильном подходе дети быстро привыкают к воде, охотно играют в ванне, а затем легко переходят к купанию в открытых водоемах
Характер двигательной активности ребенка оказывают существенное влияние индивидуальные особенности его психофизиологического развития и состояния здоровья. В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Родители, которые часто совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры — баскетбол, бадминтон, настольный теннис.
В большинстве семей родители больше уделяют внимание тому, чтобы одеть ребенка не хуже других, получше накормить, выучить. И все это, безусловно, правильно. Но как мы часто забываем, что ребенку еще надо дать здоровье. От того, будет он больным или здоровым, будет зависеть его дальнейшая взрослая жизнь: выбор профессии, работа, создание семьи. И согласитесь, это действительно так.
Для родителей дети – главная ценность. Научить их принципам ведения здорового образа жизни, воспитать у них ответственное отношение к своему здоровью, в этом должны быть заинтересованы прежде всего родители.
Конечно, для этого в первую очередь ребенка необходимо через различные формы сотрудничества:
научить правилам личной гигиены (чистить зубы, мыть руки, перед сном принимать водные процедуры, следить за волосами);
содержать в чистоте и аккуратности одежду;
научить правилам рационального питания;
вместе с ребенком делать утреннюю гимнастику;
приучать его к домашнему труду (мытье посуды, уборка квартиры, уход за домашними животными);
разъяснить правила профилактики заболеваний;
важность соблюдения режима дня;
научить детей оказывать простейшую помощь при травмах;
правильно вести себя в природе;
привить навыки культурного поведения.
Надо спокойно, ненавязчиво разъяснять детям, приучать выполнять эти правила, контролировать и, конечно, во всем подавать пример.
И еще один часто возникающий вопрос: а как определить, что «воспитание здорового ребенка» идет правильно? Если ребенок стал меньше болеть, лучше учиться, меньше проявлять тревожности и агрессивности, наладил отношения со сверстниками, друзьями, не грубит, проявляет активность, работоспособность, у него хорошее самочувствие и настроение, значит, родители все делают правильно. Иными словами: «Здоровье ваших детей – в ваших руках»!