Яковенко Вера Николаевна
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта работы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей»
Яковенко ВЕРА Николаевна
Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое
воспитание детей»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над земл й, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться
о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы:
Воспитание патриотических чувств у детей - одна из
задач нравственного воспитания. Патриотическое воспитание начинается
довольно рано, поэтому в процессе формирования чувства
патриотизма важно давать начальные знания о Родине, представления о
нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, необходимо
понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце.
Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему
непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще
неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств
патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его
окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая
Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее
просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше,
богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей
полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие
дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города,своей
малой Родины, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями
по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломкинравственных идеалов российского общества, приобретают особую
актуальность в формировании основ патриотизма у детей.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие,
пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
1. Цель и задачи педагогического опыта
Цель: воспитание гармоничной, нравственно здоровой личности,
главными качествами которой являются любовь и уважение к Отечеству, его
народу, культуре, старшему поколению.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство
сопричастности к родному дому, семье, селу, городу, к природе родного
края, к культурному наследию своего народа.
2. Формировать элементарные знания о своей Родине, о людях, истории
и культуре страны.
3. Обогатить представление о родном городе и родном крае.
4. Изучить государственную символику России, республики Коми.
Развивающие:
1. Развивать патриотических качеств личности каждого ребенка.
2. Способствовать умению отражать свои патриотические впечатления
в предпочитаемой деятельности: коммуникативной, игровой,
познавательной, продуктивной.
3. Развивать инициативу и желание участвовать в различных
мероприятиях патриотического характера.
Воспитывающие :
1. Воспитывать патриотические чувства к к своей малой Родине и
Отечеству в целом.
Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику,
результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике,
традициям народа, общественным праздникам
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они
детям? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно
дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего возраста, доступно
чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и
есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в
процессе целенаправленного воспитания. Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем
человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты
характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице,
городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии,
гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку
явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту
родной природы начинается чувство Родины. Пристальное
внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской
деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять
на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения,
отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него
начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям,
труду, своим обязанностям.
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для
осуществления определенных задач воспитания : на занятиях решать задачи,
связанные с умственным развитием ребенка, в игре- навыки коллективизма, в
процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и
бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно
развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно- образное
мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное
отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Основные формы и методы организации образовательного процесса
Эффективным средством патриотического воспитания являются
различные виды детской деятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная, художественно-эстетическая и др.
Особенность деятельностного подхода заключается в том, что в
процессе игры, познания, общения и других видов деятельности
воспитанники легче осваивают основы патриотизма, у них развиваются
социально-личностные качества, необходимые для формирования
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и
окружающему социуму.
В связи с этим, Модель моего опыта работы по патриотическому
воспитанию построена на взаимосвязи:
- образовательных областей ;
- различных видов детской деятельности;
- форм организации детской деятельности в образовательном процессе. Модель образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию
Образовательные
области
Виды детской
деятельности
Формы организации детских
видов деятельности
Социальнокоммуникативное
развитие
-коммуникативная;
- игровая;
- познавательная;
- трудовая.
- игровые ситуации;
- дидактические, настольнопечатные, компьютерные,
подвижные, народные, творческие,
сюжетно-ролевые,
театрализованные;
- беседы нравственнопатриотического характера;
- ситуативные разговоры;
- социальные и патриотические
акции;
- тематические вечера;
- совместные нравственнопатриотические проекты;
- индивидуальные и подгрупповые
поручения, дежурства, совместный
труд и др. ;
- образовательная деятельность по
социально-коммуникативному
развитию.
Речевое развитие - речевая;
- коммуникативная;
- познавательная;
- игровая.
- загадывание и разгадывание
загадок;
- составление рассказов и сказок,
творческих пересказов на
патриотические темы;
- словесные и настольно-печатные
игры с правилами;
- ситуативные разговоры
морально-нравственного
характера;
- чтение, обсуждение,
разучивание, инсценирование
произведений;
- игры-драматизации,
театрализованные игры;
- восприятие художественной
литературы и фольклора;
- образовательная деятельность по
речевому развитию.
Познавательное - познавательная; - наблюдения;развитие - исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая.
- экскурсии, целевые прогулки;
- решение проблемных ситуаций;
- коллекционирование;
- моделирование;
- познавательные проекты
социально-нравственной
направленности;
- дидактические, конструктивные
игры;
- образовательная деятельность по
познавательному развитию.
Физическое
развитие
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная.
- подвижные игры с правилами (в
том числе народные Кубани);
- игровые упражнения,
двигательные паузы;
- физкультурные минутки;
- соревнования, праздники,
эстафеты, посвященные
общественным и государственным
праздникам;
- образовательная деятельность по
физическому развитию.
Художественноэстетическое
развитие
- художественноэстетическая;
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная.
- творческая мастерская;
- выставки изобразительного
искусства.
- рассказы, беседы об искусстве;
- творческие проекты
художественно-эстетического
содержания;
- образовательная деятельность по
художественно-эстетическому
развитию (изобразительной,
конструктивной деятельности);
- слушание и исполнение
музыкальных произведений
российских композиторов;
- досуговые мероприятия;
- инсценировки, драматизации;
- образовательная деятельность по
художественно-эстетическому
развитию.
Методы работы с детьмиВзаимодействие с дошкольниками я осуществляла при помощи
развивающих методов:
методы, которые обеспечивают передачу познавательной
информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания,
наблюдения, практических действий:
- словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др. ,
- наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др. ,
- практические методы;
методы, которые характеризуют усвоение нового материала
детьми, путем активного запоминания, самостоятельных размышлений или
проблемной ситуации:
- объяснительно-иллюстративные методы (материал разъясняется,
иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят детьми);
- продуктивные методы (материал должен быть не только понят, но и
применен в практических действиях);
- эвристические, частично-поисковые методы (отдельные элементы
знаний ребенок добывает сам путем целенаправленных наблюдений,
решения познавательных задач, проведения экспериментов и т. д.);
методы формирования нравственного сознания (рассказ,
объяснение, разъяснение, этическая беседа, инструктаж, пример и т. д.);
методы организации деятельности и формирования опыта
поведения (упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение и др.). -
направленные на создание и развитие игровой ситуации.
Этапы профессиональной деятельности
Опыт работы по патриотическому воспитанию осуществлялся с детьми
разновозрастной группы в течение 2022-2023 года,
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты,
разработала этапы работы по данному направлению и определила задачи по
каждому этапу.
Работа включала три этапа :
I этап – организационный.
II этап – практический.
III этап – обобщающий.
I этап. Организационный
Задачи:
1. Изучить литературу по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
2. Найти книги регионального содержания по истории и культуре
Кубанского народа. 3. Подобрать методический, дидактический и иллюстративный
материал по теме.
4. Создать психолого-педагогические условия и развивающую
предметно-пространственную среду в группе по патриотическому
воспитанию и по ознакомлению с родным краем.
5. Провести вводную диагностику.
II. Практический
Задачи:
1. Формировать у детей чувство сопричастности к родному дому, семье,
детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию
своего народа.
1. Формировать основы патриотических качеств личности каждого
ребенка.
3. Формировать элементарные знания о своей Родине, о людях, истории
и культуре страны.
4. Обогатить представление о родном городе и родном крае.
5. Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику,
результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества,
государственной символике, традициям народа, общественным праздникам.
6. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
7. Вовлечь родителей в образовательный процесс по патриотическому
воспитанию своего ребенка.
III. Обобщающий:
Задачи:
1. Провести итоговые образовательные и досуговые мероприятия
патриотического характера.
2. Провести мониторинг с целью выявления результатов.
3. Разработать доклад-презентацию «Нравственно-патриотическое
воспитание детей».
З. Проанализировать результаты опыта работы и составить отчет.
Содержание I этапа
На первом этапе я изучила литературу и выбрала методическое
обеспечение по теме:
1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие
по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. -
Москва : Сфера, 2006;
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей
4-6 лет: методическое пособие. - М. : Творческий центр «Сфера», 2007.
3. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в
ДОУ. М. : Творческий центр «Сфера», 2010.