Людмила Фёдорова
Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят много голубого цвета, они должны знать, что запасы питьевой воды истощаются и в некоторых местах ее уже не хватает. Поэтому надо экономно расходовать воду. С этой целью рассматривали плакаты на тему «Берегите воду».
Интерес представляет дидактическая игра «Экологическая пирамида», где устанавливается последовательная зависимость между звеньями природы. Показывается к чему приводит отрицательное воздействие на одно из этих звеньев. Дети строили экологическую пирамиду для деревьев, птиц, животных, и сделали вывод: всё в природе взаимосвязано, убери одно звено и всё нарушится.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Экологическое воспитание дошкольников“ (продолжение)» размещена в разделах
В сюжетно-подвижных играх «Хищник — добыча», «Лиса и зайцы» дети должны проявлять не только ловкость, быстроту, но и свои знания.
Знания о домашних птицах дети младшей группы используют в сюжетно-ролевой игре «Птичий двор». Они понимают, что жизнь домашних животных зависит от человека, он ухаживает за ними. Соответственно с этим дети выбирают игровые действия: кормят и поят домашних птиц, подметают двор, собирают яйца у курочек и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» проводится с детьми на протяжении нескольких с усложнением.
На занятиях углублялись знания детей о взаимосвязи объектов в природе. Чтобы всем растениям хватило воды в почве, растения имеют различные корни: одни длинные, чтобы доставать воду с глубины, другие короткие, собирают воду с поверхности. Дети познакомились с круговоротом воды в природе, учились составлять пищевые цепочки. Ведь в природе нет ничего только вредного или только полезного: паук ловит мух, комар — корм птицам, ядовитые грибы — лекарство для некоторых животных. «Плохо», «Хорошо», «Вред» и «Польза» в природе существуют рядом. Изучение природы всех ее связей, всех взаимоотношений — вот с чего должен начинать каждый, кто хочет стать ее другом. Интересны комбинированные комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).
Используя разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.
Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводим музыкально-экологические развлечения и праздники («На лесной опушке», «В гостях у осени», «Спор овощей», К. В. Н. «Знай, люби и открывай природу», кукольные театры для малышей на экологические темы («Домик пчёлки», «В гости к солнышку»).
Знакомство с сезонными изменениями в природе открывает широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой и воздухом. Дети определяли наличие воздуха в воде, земле, других предметах. Проводили опыты с водой (где она быстрее испаряется, с замерзшей водой, со снегом (очищает воздух от пыли). С помощью опыта дети установили способность растения к поиску света, определили, какая сторона листа комнатного растения дышит. Дети наглядно убедились, что дождевой червь помогает рыхлить землю, увеличивая доступ воздуха к корням растений, и повышает плодородие почвы.
В нашем микрорайоне «Красные сосенки» дети имеют возможность часто отправляться на экскурсию в лес, на луг, в водоем. «Прекрасный ландшафт» имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (КД. Ушинский). Здесь дети не только получали эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон (деревья в снегу, лужайка в желтых одуванчиках, но и познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности (под деревьями, где вороны устраивались на ночлег, много поломанных веток, а где трудился дятел — много шелухи).
С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности освоения детьми знаний о правилах поведения в природе использовала дидактическую игру «Угадай правила». Дети не только называют правила, но и объясняют, почему надо поступать именно так (не разрушай муравейники — они санитары леса; не бери детенышей зверей домой — их дом в лесу и т. д.).
Свои впечатления от соприкосновения с природой дети отображали в рисунках. ( Наряду с обычными способами рисования использовали нетрадиционные методы: пальчик-палитра, свеча, цветные ниточки, головки мака и т. д.). Из детских рисунков о природе для родителей оформлялись выставки.
А изготовление поделок из природного материала не только сближает ребенка с природой, но и дает радость созидания, творчества. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка. Ребенок анализирует, из каких частей состоит образец поделки, продумывает какой дополнительный материал потребуется.
2.6. Сотрудничество с семьей
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями.
Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д. у, организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, соревнования «Папа, мама, я - здоровая семья» и т. д.
На общем родительском собрании родители познакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели групповые уголки природы.
Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников был составлен план работы с родителями.
Родителям мы посоветовали почаще спрашивать детей о том, как живут у нас животные, чем их кормим. Дети часто приносят корм для обитателей живого уголка.
Мы рассказывали родителям, какие несложные поручения по уходу за животными и растениями выполняют дети в детском саду: кормят рыб, поливают комнатные цветы, опрыскивают их, рыхлят землю, наводят порядок в уголке природы.
С большим интересом отнеслись родители к выставке литературы «Человек и природа». Здесь была организована выставка методической литературы о содержании животных в домашних условиях.