Марина Троцкая
Обобщение педагогического опыта по организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа, в процессе проведения которой мы решаем следующие задачи:
-оздоровительные: главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей.
-образовательные: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.
-воспитательные задачи: вырабатываем у детей потребность и привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развиваем умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома.
В нашей группе проводятся следующие виды физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурное занятие : является основной и ведущей формой воспитания двигательной культуры в ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Когда позволяют погодные условия мы проводим физкультуру на воздухе, согласно ежедневного календарного планирования, продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна, а также мы стараемся вводить игры-эстафеты, спортивные и подвижные игры, закрепляем игры изученные ранее. Это такие игры, как «Через ручеек», «Попади мешочком в круг», «Кто дальше бросит».
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
В содержание утренней гимнастики включаем упражнения в
ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Начинаем утреннюю гимнастику с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную. Постепенно ходьба переходит в легкий бег, а бег снова в спокойную ходьбу. Используем всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т. д.).
Помимо мелких предметов для упражнений применяются кегли,
мячи, самодельные гантели. Каждый комплекс утренней гимнастики повторяем 1 – 2 недели.
Проводим физкультминутку по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, изобразительному искусству, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.
Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Например:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А также проводим физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).
Проводим подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитанию у детей физических качеств. На участке мы проводим подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси - гуси», «Замри», игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Гимнастика после дневного сна.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который состоит из нескольких частей:
- гимнастика в постели
- упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, а также ходьба по массажным дорожкам, которая способствует профилактике плоскостопия и массажирует стопу ноги.
- дыхательная гимнастика
Продолжительность гимнастики составляет 6-10 мин
Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Большую и немаловажную роль в своей группе мы отводим работе с семьей.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержки здоровья», и совсем другое помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре. Поэтому в группе продолжается работа с участием родителей, сделано множество интересных пособий для занятий в спортивном зале и двигательном центре группы.
Многообразие физкультурного оборудования дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым, прочным и безопасным для ребенка.
- «Волшебный коврик»
Данное оборудование изготовлено из безопасных пуговиц на основе мягкой ткани.
Предназначено для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяем для физических упражнений, в ходе проведения гимнастики после сна, совместных спортивных мероприятий с родителями.
-«Забавные следочки»
Данное оборудование изготовлено из кусков линолеума.
Используем для занятий и развлечений, для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног, внимания.
- «Султанчики»
Изготовлены из палочек, карандашей, «киндер-сюрпризов», полиэтиленовых пакетов.
Применяем для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.
- «Бильбоке»
Изготовлено из пластиковых бутылок, шнурков, капсул «киндер-сюрприза».
Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.
- «Спортивные кубики»
Изготовлено из пластмассовых кубиков, бумаги с силуэтами человека, выполняющего различные упражнения.
Применяем в самостоятельной игровой деятельности и индивидуальной работе. Способствует развитию внимания, закреплению общеразвивающих упражнений.
-«Гантели»
Изготовлены из пластиковых бутылок, песка, соли (или другого материала для их наполнения).
Предназначены для развития силы.
- «Спортивные мешочки»
Изготовлены из плотной ткани и наполнены фасолью можно, использовать другой наполнитель (мелкие камушки, бусины, горох и др.)
Используем для выполнения общеразвивающих упражнений и метания в цель.
-«Массажная перчатка»
Изготовлена из детских перчаток, бусин, пуговиц.
Применяем для самомассажа и массажа.
-«Разноцветные шарики»
Изготовлены из воздушных шаров, наполнены крахмалом.
Используем для метания в цель, релаксации и закрепления цвета.
Ведется пропаганда здорового образа жизни через уголки для родителей, проводятся анкетирования и тестирования, выпускаются мини-буклеты для родителей, родительские собрания и индивидуальные консультации, оформлены папки-передвижки по теме сохранения и укрепления здоровья дошкольников, дети посещают кружок «Фитбол» и кружок «Здоровейка», а также эстетично и доступно оформлен в группе центр двигательной активности.