Эльвира Каюмова
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир"
Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся сыном природы».
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, люди забывают об этом и по нашей вине гибнут леса, загрязняются озера, реки. И мы должны их беречь и охранять, воспитывать в людях бережное отношение к природе и начинать нужно с самых маленьких. «Природа это то, что ближе и доступнее пониманию маленького человека» - раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить её видеть дело очень сложное. Для этого педагог должен демонстрировать своим примером правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей, вместе с детьми участвовать в природоохранной деятельности. Исходя из этого, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я выбрала экологическое развитие.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель работы : формирование личности ребенка с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Определив цель работы, я выделила для себя следующие задачи:
-развивать у детей желание сохранять окружающий мир природы;
-совершенствовать предметно-развивающую среду;
- развивать познавательную активность и любознательность;
- совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания.
В нашем образовательном учреждении созданы условия для реализации данного направления. Подготовлена среда: созданы уголки природы, уголки экспериментирования, материально- техническая база отвечает всем требованиям.
В своей работе я опираюсь на следующие программы: - примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Н. Е Вераксы, А. Н. Вераксы. - «Юный эколог» С. Н. Николаева. - «Метод проектов» Н. А. Кочкина.
Активно использую разнообразные формы и методы работы с детьми : интегрированные занятия; опытно – экспериментальная деятельность; экологические проекты, праздники, экологические игры, экскурсии.
Экскурсия – одна из трудоемких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера дети собирали природный материал для наблюдений и работ в группе, и в уголке природы. Мы тесно сотрудничаем с Районной детской библиотекой и Учалинским историко-краеведческим музеем. Посещаем различные выставки и мероприятия, которые проводятся в них. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это проектная деятельность. С детьми провели проекты «Морские обитатели»- дети познакомились с обитателями морей; проект «Волшебница-водица» - узнали о различных свойствах воды. Проект обеспечивает участие детей и родителей, это возможность для детей и родителей проявить себя. Совместно с детьми проводили опыты и эксперименты : вырастили «Чудо кристалл» из соли; увидели извержение вулкана; пришли к выводы, что морская вода не пригодна для питья, потому что она солёная. Вырастили мини – огород на подоконнике, за которым дети ухаживали и наблюдали. Одной из важных форм работы по экологическому развитию являются праздники и развлечения, они сильно воздействуют на эмоциональную сферу личности детей, все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы.
Работа по экологическому образованию параллельно велась и с семьёй. В работе с родителями использовали как традиционные формы, так и нетрадиционные. Например, при организации родительского собрания, провели анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим образованием. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы. В детском саду прошла неделя экологии, где оформили выставку детских рисунков и поделок, изготовленных совместно с родителями. Также родители помогли в организации проведения экскурсий, в оформлении развивающей среды в группе и в благоустройстве участков.
На базе нашего детского сада прошёл семинар для воспитателей Учалинской зоны на тему «Экологическое развитие детей дошкольного возраста». На семинаре педагоги защищали свои проекты и делились опытом работы по экологическому развитию. Была оформлена выставка по тематике. Наш коллектив принимает участие в различных акциях, конкурсах. В смотре – конкурсе самодеятельности «Как прекрасен этот мир», приуроченный к году экологии стали лауреатами II степени, получили благодарственное письмо от Природного парка «Иремель», за активное участие в конкурсе «Ёлочка живи». Принимаем активное участие в субботниках.
В результате всей проведённой работы, мы получили показатели : сформированы начала экологической культуры детей, дети учатся практическим действиям по охране природы, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Родители стали понимать необходимость формирования экологической культуры, стали более внимательными к тому, как дети ведут себя по отношению к природе.