Ольга Дмитриева
Обобщение педагогического опыта по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений-одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. "Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа",- писал известный русский философ В. В. Зеньковский.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Духовно- нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно- нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребёнка- дошкольника.
Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда даёт лишь поверхностное значение, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому,прежде чем преступить к работе, на базе нашего детского сада был организован кружок "Горница" по духовно- нравственному воспитанию детей. Мною была разработана программа кружка "Горница", главной целью которой является создание условий для приобщения детей к духовно- нравственным ценностям и воспитания готовности следовать им. Я решила создать мини- музей - "хранилище" русской культуры. Подключила к работе не только педагогов, но и родителей. С их помощью мини-музей пополняется новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома или изготавливают сами по старинным образцам. Как "по щучьему велению", в музее появилась красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в её любой уголок, похозяйничать там. В народе говорят: "Хорошая печь - гордость печника и хозяйки дома".
Сегодня из нашей жизни исчезли многие предметы народного быта, и поэтому приходиться потрудиться, воссоздавая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь: ухват, кочергу; большие и маленькие деревянные ложки, сундук, прялку с веретеном.
Переступая порог мини- музея, дети воспринимают русскую избу как "теремок". Именно с игры в эту сказку дети начинают знакомится с русским бытом, играют, обыгрывая народные сказки. Дети не только видят предметы быта, но ещё и учатся ими пользоваться, узнают их применение, получают практические навыки и знания о домашнем труде взрослых: уборке помещения, сервировке стола, приготовлении пищи; учатся бережно обращаться с вещами и материалами.
Я считаю, что в атмосфере русского уголка находящиеся там предметы национального быта способны пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ему ощутить себя частью русского народа.
И хочется закончить словами Н. И. Пирогова: "Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды".