Анастасия Герасимова
Обобщение педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт
Введение
Тема опыта : «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Сведения об авторе: Герасимова Анастасия Ивановна, 1985 года рождения, образование высшее. МГИ им. Н. П. Огарева филологический факультет, преподаватель по специальности «Филология», 2008г. В 2015 году прошла профессиональную переподготовку в ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования», «Педагогика и методика дошкольного образования». Общий трудовой стаж 15 лет. Стаж педагогической работы 15 лет, в данном детском саду 7 лет. Имею Высшую квалификационную категорию.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность.
Именно в дошкольном возрасте у детей формируются знания о предметах домашнего обихода, дети знакомятся с функциями предметов, учатся различать материалы, выделять и называть их свойства и качества. У детей появляется возможность понимать несложные логический связи, которые помогают им объединять предметы, находить сходства и отличия.
Опытническая и экспериментальная деятельность позволяют детям дошкольного возраста получить больше разнообразных впечатлений, приобрести практический опыт взаимодействия с окружающими предметами и материалами, с природой и природными явлениями.
Основная идея.
Как показывает практика, дошкольный возраст период активного становления и развития ребенка. В это время происходит овладение детьми знаниями в различных областях, развивается понимание о взаимосвязи между различными явлениями и объектами. Но как правило уже в начальной школе у выпускников ДОО возникают проблемы, так как не всегда они могут найти отличительные черты и сходства предметов и явлений, не могут отследить взаимосвязь между объектами, не у всех детей выработано умение правильно взаимодействовать с окружающим миром и предметами, которые их окружают, все это влечет за собой затруднения в освоении программного материала.
Вот поэтому так важно, начиная с дошкольного возраста, обеспечить полноценное воспитание и всестороннее развитие ребенка. Воспитатель должен создать условия для расширения знаний и представлений детей о природном и социальном мире, воспитывать в детях умение бережно относиться к природным объектам и предметам рукотворного мира, учить устанавливать причинно-следственные отношения, формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, а также умение безопасного поведения в природе и быту, используя при этом разнообразные приемы и методы.
Изучив для себя данную проблему, я поставила перед собой цель: создание условий для развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, как основы интеллектуально-личностного развития.
Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:
Обучающие:
• Формировать у детей познавательную активность, любознательность;
• Формировать знания о жизненно необходимых условиях человека, животного и растительного мира;
• Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
• Обогащать представления об окружающем мире;
Развивающие:
• Развивать интерес и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру;
• Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, способствующих познавательному развитию детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность, а также воспитание осознанно-бережного отношения к предметам рукотворного мира и мира природы.
Теоретическая база.
Детям дошкольного возраста нравится участвовать в различных опытах и экспериментах, так как они помогают им найти ответы на интересующие вопросы. В старшем дошкольном возрасте таких возможностей у детей становится больше. В этом возрасте детям не просто интересно «как это сделать», но и «что получится в итоге». Во время таких опытов и экспериментов рядом с детьми педагог, опытный наставник, который всегда поддержит и направит. Педагогу же с этим помогают множество посо бий, технологий, конц епци й, которые позволяют грам отно строить рабо ту по познавательному развитию в целом, и по опытно-экспериментальной деятельности в частности. Среди них можно отметить: Н. А. Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» (2003); Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» (2017); Л. Н. Прохорова, О. Чехонина, А. И. Иванова и др. Есть несколько новы х комплексных прог рамм. И одна из таки х программ сост авля ет теоретическую базу моег о опыта – «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Автор делает акцент на необходимости знакомства детей с природой, окружающим миром, в том числе с природой родного края, а также на всестороннее воспитание детей дошкольного возраста, решение задач охраны природы, формирование основ экологической культуры и развитие опытно-экспериментальной деятельности. Так автор дает приоритет развитию самостоятельности и любознательности.
Не стоит забывать и оставлять без внимания труды выда ющихся педагогов и обще стве нных деятелей прош лого. Проб лема экологического воспитания поднималась в труд ах Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько и др. Они говорили, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Они выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Именно поэт ому теоретическая база опыт а так важн а, так как рабо та воспитателя в целя х всестороннего развития детей дошкольного возраста в огро мной мере зави сит от знан ий самого педа гога.
Новизна.
Новизна выбранного мною педагогического опыта, заключается в том, что общение между педагогом и детьми существенно отличается от обычного взаимодействия взрослого и ребенка. Вся работа строится на принципах развивающего обучения. Выбранная организация работы способствует интересу к познавательному развитию на основе организованной работы по опытно-экспериментальной деятельности, также она подводит дошкольников к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя. Все это вместе приводит детей к пониманию о необходимости бережного обращения с вещами, предметами, так как на это затрачены материалы, взятые из природы, а также человеческий труд.
Технология опыта.
В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я использую взаимосвязанные и взаимодополняющие формы и методы работы:
наблюдения, путешествия, экскурсии, дидактические игры, викторины, досуги, проекты, рассматривание иллюстраций и др. Особое место занимают такие формы, в которых дети проявляют активную практическую деятельность : опыты, эксперименты, трудовая деятельность в природе, создание альбомов, изготовление поделок из природного материала и др. Познавательное развитие пронизывает все направления развития и становления ребенка, начиная от сказок, заканчивая практической деятельностью.
Планируя свою работу по опытно-экспериментальной деятельности я разделила весь материал на несколько тематических блоков:
«Юные экологи» : «зелёный уголок», семена растений, гербарий, шишки, спил деревьев, ракушки, мох, хвоя и т. п. Цель – формирование основ экологической культуры.
«Юные физики» : лупа, стекло, магнит, железо, резина; технические материалы: гайки, болты, гвозди, винтики, шурупы, конструктор и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева и т. д. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. Цель – формирование знаний о свойствах и качествах материалов.
«Юные химики» : колбы, пробирки, песок, глина, земля, красители: пищевые и непищевые: гуашь, акварельные краски и др. Цель - формирование знаний о свойствах и качествах веществ.
«Юные географы» : глобус, коллекция камней, песок, глина, земля, разные виды почвы. Цель - изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.
Огромное значение для опытно-экспериментальной деятельности играет организация предметно-развивающей среды в детском саду и в условиях семьи. В группе оформлены «Зеленый уголок» и «Уголок экспериментирования», в которых у детей есть возможность для свободной и самостоятельной деятельности, а также индивидуальных занятий. При создании предметно-развивающей среды я обратила внимание на доступность и соответствие, полноту, эстетичность выбранного материала.
Не малый интерес у детей вызывают экскурсии, трудовая деятельность в природе, посещение экологической тропы детского сада. Именно в такие моменты дети проявляют самостоятельную практическую деятельность : собирают камушки, образцы почвы и песка, собирают шишки, растения и др., что пригодится в дальнейшем при экспериментировании, а также пополняя тем самым имеющиеся у нас коллекции материалов.
Так же мною разр абот ана дополнительная обще обра зова тель ная программа круж ка для детей старшего дошкольного возраста «Росток», которая успе шно реализуется в наше м ДОО.
Разработаны прое кты для детей старшего дошкольного возраста : «Почемучки. Хотим все знать», «Откуда берется сахар», «Маленькие исследователи».
Мною составлены картотеки опытов и экспериментов с детьми разных возрастных групп.
Ведется также работа по организации опытно-экспериментальной деятельности с родителями воспитанников. Работа с семьей по данному направлению требует глубокого осмысления, поиска нетрадиционных форм и методов работы, иначе работа, проводимая с детьми в детском саду по данному направлению, окажется пустой и не нужной. Успех детского экспериментирования во многом зависим от вовлеченности в него взрослых. Ежемесячно нами проводятся мероприятия, способствующие экологическому воспитанию и познавательному развитию.
Конкурсы:
- «Поделки из природного материала»;
- «Наши руки не знают скуки»;
- «Лепим, клеим, мастерим» и др.
Создание альбомов:
- «Гербарий»;
- «Растения и деревья наших лесов»;
- «Образцы тканей» и др.
Природоохранные акции:
- «Сохраним леса для будущих поколений» (сбор макулатуры);
- «Батарейки сдавайтесь»;
- «Разноцветные крышечки»;
- «Домик для пичужки».
Пополнение коллекций:
- Камушки;
- Семена и плоды растений и деревьев;
- Бумага и др.
Воспитанники и их родители активно участвуют в экологических праздниках, досугах, викторинах.
Дети проявляют желание экспериментировать в домашних условиях, родители активно помогают им с этим. Многие зарисовывают проводимые эксперименты в специальные тетради, а потом делятся впечатлениями и своим опытом с другими.
«Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю».
Конфуций
От воспитателей как наставников зависит, как много ребенок будет помнить, как много будет понимать, поэтому так важна и необходима работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Результативность опыта.
В течении нескольких лет я изучала и внедряла в свою практику педагогические возможности опытно-экспериментальной деятельности с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Все запланированные мною на это время мероприятия успешно проведены и имеют хороший результат. Детям дошкольного возраста нравится опытно-экспериментальная деятельность.
Систематическая и планомерная работа по опытно-экспериментальной деятельности способствовала обогащению знаний детей.
Дети стали лучше понимать:
- Чем отличаются предметы рукотворного мира от объектов природы;
- О взаимосвязи между различными объектами и явлениями природы;
- Как правильно и бережно взаимодействовать с окружающим миром.
Стали знать:
- Основы экологической культуры;
- Особенности природы родного края;
- Некоторые особо охраняемые объекты, а также растения и животные родного края, страны;
- Правила поведения в быту и природе;
- Особенности труда людей отдельных профессий.
Научились:
- Ставить перед собой поисково-творческую задачу;
- Проводить простейшие опыты и эксперименты;
- Определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет.
Появились представления:
- О разнообразии свойств и качеств предметов и материалов;
- О разнообразии предметного мира;
- О предметах облегчающих труд человека в быту;
Опытом своей работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста я делилась с педагогами МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7».
Пред став ленн ый опыт може т вызвать инте рес у педа гого в по познавательному развитию дете й старшего дошк ольн ого возраста, роди теле й, желающих прин ять участие в восп итан ии и всес торо ннем развитии свои х детей. Допо лнит ельн ая общеобразовательная прог рамм а «Росток», представление педа гоги ческ ого опыта разм ещен ы на межд унар одно м образовательном порт але maam.ru в моем личн ом блоге, а такж е на сайт е детского сада, и могу т быть испо льзо ваны в свое й работе восп итат елям и.
www.maam.ru/users/anastasija85
Список литературы.
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.
2. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ : Учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
3. Ашиков В. И. Семицветик: Программа культурно-экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание. 2001, №2, с. 34
4. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. ,1994. – 75 с.
5. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. - М., 1996.
6. Давыдов В. В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Педагогика. 1994. № 6.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
8. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 146 с.
9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
10. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру– М. : Линка-Пресс, 2000. – 45 с.
11. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4-12.
12. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. - СПб. : Детство-Пресс, 2020.
13. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1993. – 32 с.
14. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 66 с.
15. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2010
16. Организация опытно – экспериментальной работы в образовательном учреждении: научно методическое пособие / Л. Н. Паукова, С. М. Курганский - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. - 152с.
17. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте : –М., 2001.
18. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л. Н. Прохорова. - М. : АРКТИ, 2010.
19. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 208 с.
20. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 2001. – 223с.
21. Рыжова, Н. А. Экологическая тропинка: организация, оформление и содержание работы / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 4. – С. 25-36.
22. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. –128 с.
23. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. С. 13-16.