Алевтина Лузгинова
Специфика обучения английскому языку младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика обучения английскому языку младших
школьников
Обучение иностранному языку – это особый процесс, главное в
котором – формирование умений и навыков пользования иностранным
языком как средством общения в пределах той тематики, которую
предусматривает программа обучения.
Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей
значительно облегчает процесс обучения. Специфика учебной деятельности
детей определяется их возрастными физиологическими и психологическими
особенностями. В младшем школьном возрасте в организме ребенка
происходят значительные изменения. Формируются все изгибы позвоночника
– закладывается осанка. Крепнут мышцы и растет их объем. Активно
развиваются мелкие мышцы и кости кисти. Интенсивно растет сердце –
повышается выносливость. Кровеносные сосуды развиваются
непропорционально сердцу, это влияет на появление вегетососудистой
дистонии и головных болей. Так же отмечается качественное и структурное
изменение головного мозга – устанавливается доминирование и подчинение в
системе межполушарных отношений. В данном возрасте доминирование
функций левого полушария создает условия для формирования абстрактного
способа переработки информации, произвольной регуляции высшей
психологической деятельности, осознанности психических функций и
состояний. Выделяется переход от эмоционально-образного мышления к
абстрактно-логическому. Происходит активное развитие центральной
нервной системы – возбуждение преобладает над торможением. Для
младшего школьного возраста характерна некоторая недостаточность
процесса избирательного реагирования, которая связана с особенностями
переднеассоциативных областей мозга, ответственных за принятие решений,
оценивание значимости поступающей информации. В связи с этим, можно
наблюдать затруднения в выделении основной и значимой информации и
отвлечение внимания на несущественные детали. Такая слабость анализа
может компенсироваться ярко выраженной эмоциональностью восприятия,
которая характерна для детей этого возраста.
Внимание младших школьников непроизвольно и достаточно
неустойчиво. Возможности их памяти довольно велики, но стоит учитывать
то, что дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинять ее задачам
обучения. У детей младшего школьного возраста плохо развит самоконтроль
и самопроверка при заучивании. Зато у них безошибочно запоминается
интересный, конкретный и яркий материал. Для данного возраста
свойственна податливость, внушаемость, доверчивость и склонность к
подражанию. Л. С. Выготский выделяет кризис семилетнего возраста,
который связывает с началом обучения в школе. Основные проявления этого
кризиса: манерничание, кривляние. Этому возрасту
характерна потеря непосредственности. Поведение семилетнего ребенка
перестает быть естественным. В основе этого лежит обобщение его
переживаний. Его поведение опосредуется обобщенными переживаниями,
например, о своих возможностях. Л. С. Выготский утверждает, что в этом
возрасте у ребенка возникает ряд новообразований, таких как самолюбие и
самооценка. У него формируется позиция школьника, которая связана с
привлекательным для него образом школы, его потребностью в получении
новых знаний. Однако возникает несоответствие его новой позиции и старой
системы отношений.
При организации учебной деятельности необходимо учитывать данные
физиологические и психические особенности возраста. Во время урока
необходимо уделять внимание правильной осанке детей, так как ее
формирование происходит как раз в этот возрастной период. Корректная
осанка способствует нормальной работе мышц и внутренних органов, и даже
повышает эффективность учебной деятельности. Во избежание нарушений
осанки необходимо объяснять школьникам правила сидения за партой и их
важность для обеспечения здоровья. Правильному развитию опорнодвигательной системы способствует периодическое проведение зарядки или
сочетание учебы с игрой. Здесь также максимально проявляется
инициативность и самостоятельность, здоровая конкуренция среди
школьников. Малоподвижность вредна для здоровья ребенка особенно в этом
возрасте. Это сказывается на нарушениях в работе сердца, легких,
ослаблении иммунитета. Большое количество упражнений на мелкую
моторику положительно сказывается на развитии опорно-двигательного
аппарата. Специфика восприятия и памяти младших школьников
предопределяет критерии отбора содержания. Педагогу стоит подбирать
более увлекательные, яркие, эмоциональные образы, которые способны
вызвать интерес у школьников. Особое важным в обучении в этом возрасте
становится принцип наглядности. Наглядность должна быть связана не
только с органами зрения, но слуха, ощущения и обоняния. Необходимо
применять разнообразные виды наглядности: чувственно-конкретную –
рисунки, макеты, разные объекты природы; абстрактную и символическую –
это схемы, таблицы, графики и диаграммы.
Следует учитывать большой потенциал памяти детей этого возраста, а
также неразвитость умения самоконтроля и самопроверки при заучивании,
нужно уделять особое внимание выработке этих умений, приобщать
школьников к рациональной организации самостоятельной учебной
деятельности. Значительную роль в организации учебной деятельности стоит
выделять упражнениям в произвольном внимании на активизацию волевых
усилий для того, чтобы сосредоточиться. Податливость, внушаемость,
доверчивость и склонность к подражанию благоприятствуют нравственному
воспитанию школьников начальной школы, приобщения их к социально
одобряемым нормам поведения. Авторитет учителя для этого возраста очень
высок. Педагог выступает носителем коллективных норм и ценностей.
Необходимо использовать описание ситуаций нравственного выбора,
стремиться к изложению личной точки зрения, к объяснению причин такого
выбора, формированию собственной позиции учащихся. Воспитывающее
обучения формирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками,
отношение к себе и самооценку.
В большинстве методов обучения говорения является одним из
важнейших направлений преподавания. Говорение - продуктивный вид
речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием)
осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения
является выражение мыслей в устной форме.
Обучение говорению осуществляется посредством выполнения
упражнений. В методике существуют разнообразные подходы к
классификации упражнений. Например, выделяют языковые и речевые;
подготовительные и речевые; предречевые и речевые; условно-речевые и
речевые; тренировочные и творческие упражнения.
Как видно из вышеперечисленного, различные авторы обязательно
выделяют две разные группы упражнений. Упражнения первой группы
связаны с использованием говорения как средства обучения, следовательно,
оно носит репродуктивный характер. Вторая группа упражнений позволяет
обеспечить учащимся возможность творческого использования навыков при
решении их коммуникативных задач. Овладению умением связного
высказывания и ведения беседы, то есть говорению как цели обучения,
обязательно должна предшествовать работа над языковым и речевым
материалом. Другими словами, учащимся необходимо обеспечить
достаточную тренировку в правильности фонетического и грамматического высказывания.