Наталья Щеглова
Нетрадиционные техники рисования как средство развития сенсомоторных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
"Самые далеко идущие успехи науки и техники
рассчитаны не только на мыслящего,
но и ощущающего человека".
Ананьев Б. Г.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Ребята-дошколята открывают для себя окружающий мир: эмоции, чувства, краски. Срадостью и интересом они трогают, пробуют, прислушиваются к тому, чтопроисходит вокруг. Чем разнообразнее будет детская деятельность, темразностороннее будет развиваться ребенок.
Темочки:
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль.
Дети рисуют инструментами, которые близкие по форме, способу держания и действия. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Изобразительная деятельность является наиболее интересной идоступной для детей дошкольного возраста, а также является одним изважнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Впроцессе рисования ребенок создает что-то новое, необычное, испытываетрадость от творчества. Потребность в рисовании заложена у детей нагенетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Чаще всего, в дошкольных организациях рисование осуществляется традиционными материалами и традиционными способами передачи замысла. Но ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а уж фантазии и воображения у современных детей более чемдостаточно. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитиюдетского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учитнестандартно мыслить.
Наблюдая за деятельностью детей в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности выявила, что у них слабая мелкая моторика и зрительно-двигательная координация: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Поэтому созрела необходимость уделить внимание данной проблеме.
1. Актуальность:
У большинства современных детей уровень моторного развития руки ручных навыков плохо развита, нет силы, ловкости, скорости и точности движений. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, этосогласованность глаз и движения. Развитие моторики ребенка привлекало и привлекает вниманиеисследователей.
К. Д. Ушинский писал, что дети мыслят «формами, звуками, красками иощущениями». Педагогический опыт В. А. Сухомлинского подсказывал, что ум ребенка – на кончиках пальцев.
УченымиА. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Л. С. Выготскийдоказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова.
По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированной тонких движений рук.
Действительно, развитие движений необходимо дляосуществления любой деятельности. Как показывают психологическиеисследования, двигательные функции составляют основу формированияпредставлений о форме, величине, пространстве.
А. В. Запорожецподчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другимипространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движений руки или глаза.
Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (звуки, краски, формы). И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие происходит болееэффективно.
Современная жизнь облегчает труд детей, экономит время и силы и тормозит развитие мелкой моторики. А эти факторы влияют на развитие речи ребенка и являются основой общего умственного развития.
Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? По мнению В. С. Мухиной, овладение рисованием связано с упражнениями моторики руки и черканье карандашом по бумаге – это компонент широкой ориентировочной деятельности. Визобразительной деятельности это лепка, рисование.
В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлятьинструментом (карандашом, кисточкой, развивается координация движенияобеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы,хорошо владеющие техникой рисунка, легче учатся писать.
В процессе рисования развивается способность ребёнка вычленять цвет, форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта. Совершенствуются механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения.
В работе педагога существуют так же противоречия:
- между традиционными и нетрадиционными методами обучения изобразительной деятельности;
- между необходимостью развитиятворчестваребенка и возможностямиобучения.
Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Работая с малышами, я убедилась в том, что рисование для них одно из самых больших удовольствий. Рисуя, дети отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют свою собственную фантазию. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес малышей к творчеству.
1.2. Цели и задачи: создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи:
• Развитие и укрепление мелкой моторики.
• Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
• Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
• Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
• Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
2. Главная идея опыта
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Выделяются следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда - потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
Главнаяпедагогическая идея опытазаключается в разработке системы работы на основе ФГОС по созданию условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей детей на основе применения комбинации элементов известных, классических, и современных методик в условиях дошкольного учреждения, а так же вформировании умения творить не только карандашом и кистью, а использовать необычный материал, который позволит получить огромное удовлетворение и большие положительные эмоции.
Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию :
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности
3. Технология реализации идеи
Способ достижения поставленных целей заключается в использовании нетрадиционных техники рисования в группе раннего возраста, который имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты, природные и бросовые материалы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
3.2. Педагогические технологии
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.
В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства : создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
В работе использую разнообразные технологии :
- игровые (игры и упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры)
-здоровьесберегающие (физкультурно-оздоровительные, медико-профилактические)
-коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
-технология развивающего обучения (ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей);
- личностно-ориентированные технологии (проблемные вопросы и ситуации);
-проектная деятельность (развитие свободной творческой личности)
Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед.
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность
4.1. Условия, организация и использование которых способствуют достижению высоких результатов
Выбор темы опыта, посвященного проблеме, возник не случайно, в связи с тем, что у детей слабая моторика рук.
Как известно, основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому уделяется повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды группы.
Организация предметно-развивающей среды в моей группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому обогатила среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.