Ярослава Толкун
Обобщение опыта «Развитие мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Важнейшая задача цивилизации- научить человека мыслить». Томас Эдисон.
Мышление-это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому мышление и речь взаимосвязаны. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому важно его развивать с детства.
Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, тем самым он добивается успеха в жизни.
Цель:
Публикация «Обобщение опыта „Развитие мышления у дошкольников“» размещена в разделах
Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, формированию мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения, развитию умения устанавливать логические связи и закономерности, умению рассуждать и делать выводы.
Мышление развивается в три этапа:
Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования) – ранний возраст
Наглядно-образное - (ребенок мыслит при помощи образов, с помощью представлений, явлений, предметов)- дошкольный возраст
Словесно-логическое – (мысль в уме, с помощью понятий, рассуждений, слов) – старший дошкольный возраст.
К основным мыслительным операциям учёные относят:
Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.
Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.
Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Абстракция.
Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.
Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т. д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.
Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Этапы работы:
Подготовительный: подбор игр, упражнений и дидактического и наглядного материала для развития мышления у детей.
Основной: применение подготовленного материала на развивающих и коррекционных занятиях с детьми.
Заключительный: тестирование уровня развития мышления и обобщение опыта.
Работа с детьми
Игровая деятельность:
Игра «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее».
Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
Игра «Отгадай по описанию».
Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.
Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Например:
• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)
• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)
Игра «Я -ты».
Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же.
Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д.
Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.
Игра «Снаружи - внутри».
Цель: научиться соотносить понятия «большое» -«маленькое», «внутри» - «снаружи».
Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.
Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.
Игра «Кто кем был?».
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.
Например: - Кем был старичок? (Мальчиком.) - Чем было дерево? (Ростком.) - Чем был Буратино? (Поленом.)
Игра «Да-нет-ка».
Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.
Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
И еще много других интересных и развивающих игр…
Работа с родителями
В рамках выбранной темы, я подготовила мастер-класс для родителей по развитию мышления у детей, в котором предложила несложные, но очень увлекательные и довольно веселые игры, в которые могут поиграть родители с детьми дома, на прогулке или по дороге в детский сад.
Результат:
Дети с удовольствием и интересом занимаются по выбранным дидактическим материалам и играют в предложенные развивающие игры.
К концу года воспитанники значительно повысили уровень знаний, мыслительных операций и развития речи.